Главная
>
Статьи
>
Общество
>
«Мы нужны, чтобы пациенты выживали»: опасные будни санавиации

«Мы нужны, чтобы пациенты выживали»: опасные будни санавиации

18.09.2017
3

В Красноярском крае санитарная авиация появилась в 1939 году — специальный отряд, у которого было несколько самолетов. Для ближних поездок при отряде держали несколько лошадей.

Санитарная авиация Красноярского края
Год образования: 1939
Базируется в Красноярской краевой больнице. Выездные бригады формируются из врачей всех специальностей — реаниматологов, хирургов, неврологов, нейрохирургов, кардиологов и т.д.
Сотрудники: 43 врача, 8 фельдшеров и 5 медицинских сестер.
Ежегодно санитарная авиация совершает 2 тыс. вылетов, количество пациентов — около 4 тыс. человек.

«В самом начале у санитарной авиации были свои самолеты — сначала По-2, а потом более современные. Тогда специалисты работали как выездная операционная бригада — прилетели, прооперировали и улетели. Если случай был серьезным и требовалось вывезти человека в город, его перевозили в специальном креплении под крылом По-2», — рассказывает заведующий отделением санитарной авиации Красноярского края Константин Барышников.

Сейчас отделение санитарной авиации базируется в Красноярской краевой клинической больнице. Ежедневно здесь дежурят в полной готовности к вылету бригады врачей высшей категории — анестезиологи, нейрохирурги, травматологи, хирурги и врачи узкого профиля. Все они, включая руководителя, готовы в любой момент отправиться на помощь пострадавшим.

Большую часть работы по санитарной эвакуации жителей Красноярского края выполняет фирма «АэроГео». Ее самолеты и вертолеты летают с аэродрома Северный под Красноярском во все районы края — от самых южных до Северо-Енисейского.

Константин Барышников окончил Красноярское медучилище, работал фельдшером реанимационной бригады. После окончания КГМУ стал врачом анастезиологом-реаниматологом.

В 2002 году молодым специалистом попал в бригаду, которой пришлось оказывать помощь тем, кто был в разбившемся вертолете вместе с губернатором края Александром Лебедем. Сам Барышников считает, что именно это повлияло на его решение работать в санитарной авиации.

Дальние северные территории, включая метеостанции в Северном Ледовитом океане и суда, проходящие по Северном морскому пути обслуживают небольшие местные компании и 8 филиалов красноярского отделения санавиации. «Там прилет вертолета с врачами — единственная возможность получить медицинскую помощь. Порой, прилетают в дальние поселения за одной беременной женщиной, а эвакуируют полный вертолет», — рассказывает Константин Барышников.

Под санитарную авиацию в «АэроГео» «держат» обширный авиапарк — американские самолеты Cessna, вертолеты Bell, Eurocopter и, конечно же, отечественные Ми-8. Эти универсальные машины позволяют добираться до самых дальних поселений практически в любую погоду. «Сейчас мы чаще всего принимаем решение об эвакуации в краевой центр, потому что там в разы больше возможностей для оказания человеку высокотехнологичной помощи. Так намного правильнее, чем думать — всё ли мы сделали для того, чтобы человек выжил», — пояснил Константин Барышников.

Вместе с врачами санитарной авиации мы слетали на самолете Cessna в Мотыгино — дорога заняла около трех часов. Задание было относительно простым — доставить в Красноярск подростка, получившего серьезные травмы в ДТП. Самолет летел на небольшой высоте, чтобы пациент чувствовал себя комфортно. Для мальчика полет стал вдвойне волнительным — он впервые летел на самолете, а впереди его ждала еще одна операция. Его состояние все время контролировала специальная аппаратура, внимательный фельдшер Михаил Колмаков и анестезиолог-реаниматолог Евгений Прикацин.

В этом году Красноярский край попал в федеральную программу «Развитие санитарной авиации». Это значит, что жителей региона, нуждающихся в экстренной эвакуации в краевые медицинские учреждения, будут доставлять быстрее и с чуть большим комфортом. Уже сейчас «АэроГео» готовится к изменениям — закупает и устанавливает в самолетах и вертолетах специальные модули.

Кроме этого в Красноярске собираются строить еще две вертолетные площадки — в «Бобровом логу» и на Николаевской сопке. Последняя, по словам Константина Барышникова, будет активно использоваться для нужд перинатального центра, до которого сейчас приходится добираться из аэропорта по пробкам через весь город.

Анна Кравченко специально для интернет-газеты Newslab.ru,
фото: Анна Кравченко и Алина Ковригина

Рекомендуем почитать