Илья, когда вы заканчивали вуз, частный бизнес в сфере стоматологии развивался достаточно активно. Открытие собственной клиники было вашей целью уже тогда?
Можно сказать, изначально был нацелен открыть свое, но понимал, что это не просто. Надо довольно много знать и уметь. Поэтому когда только отучился, много работал, набирался опыта, причем не исключительно как врач, но и как управляющий. Работал в крупных клиниках Красноярска и руководил целой сетью. Спустя несколько лет появилась возможность, и вот открыл свою стоматологию.
Клинику открывали один?
Профиль деятельности: оказание стоматологических услуг
Штат: 16 сотрудников
Это семейный бизнес, и каких-то сторонних соучредителей мы не привлекали, только персонал. На первом этапе работали вчетвером, постепенно штат расширялся, сейчас нас уже 10 специалистов (не считая обслуживающего персонала). Врачи пришли по знакомству. Кто-то совмещает еще с какой-то работой, кто-то полностью перешел к нам.
Клиника «Артиста» существует с 2014 года. Выходит, что старт вашей работы пришелся на непростой экономический период?
Кризис добавил проблем. При открытии много чего покупалось, заказывалось. После скачка доллара пришлось расплачиваться по цене в два раза больше той, на которую изначально рассчитывали. В результате возникли долги перед поставщиками, и когда пришло время расширяться, что-то докупать, они дали о себе знать. Открывались мы хоть и на свои средства, тогда пришлось обратиться за кредитом.
Благо, нам в этом помогло Агентство развития бизнеса. Там получилось оформить заём на довольно выгодных условиях по программе финансирования малого бизнеса под низкий процент. В итоге благополучно закрыли долги и докупили все, что нужно, а после еще не раз обращались за финансовой поддержкой в Агентство. Ставка с тех пор у них выросла, но незначительно.
А как справляетесь с конкуренцией? Стоматологии сейчас на каждом углу...
Да, конкуренция очень большая. В одном доме бывает по две, а где-то и по три стоматологии. Но, в принципе, это никак не омрачает нашего положения, потому что конкуренция хоть и есть, но она здоровая. То есть, у кого лучше качество, у того и преимущества. Некомпетентные либо недостаточно оснащенные клиники не пользуются должным спросом, а таких в Красноярске очень много. Поэтому иногда такая конкуренция даже на руку.
Качество — главное конкурентное преимущество, но как же реклама, акции?
Рекламой пользуемся, конечно, но не так активно, потому что главное в стоматологии и медицине вообще — это вторичный поток пациентов, то есть так называемое «сарафанное радио». Это самая лучшая реклама. А инструменты вроде контекстной рекламы, SEO-оптимизации, сайтов-навигаторов, — на всё это реагирует небольшой процент. Если нет рекомендаций, человек может побояться пойти. Стоматология — это всё-таки недешевый вид услуг, и пациенту важно знать, во что он вкладывается. Поэтому клиники, как правило, мало рекламируют себя. Особенно это касается тех, кто давно работают, и у кого вторичный поток хорошо развит. Активно занимаются маркетингом и продвижением только очень крупные компании.
Из чего в стоматологии складывается стоимость? Часто решение одной и той же проблемы в разных клиниках может и денег стоить разных.
Существуют разные ценовые сегменты, но в любом случае есть какая-то минимальная планка, от которой приходится отталкиваться. Это достаточно затратный бизнес, материалы все дорогостоящие. Если цены на услуги слишком низкие, то это тот случай, о котором я говорил выше, когда и качество настолько низкое, что просто неинтересно и невыгодно клиентам. Цена также обосновывается стратегией руководителя, а точнее тем, сколько он хочет заработать. Часто это приводит к обратной ситуации, когда цены, напротив, слишком высокие. И пациент либо идет на это, либо нет. Одним словом, это достаточно сложная схема, где нет каких-то рамок и пределов.
Мы сами работаем в среднем и выше среднего ценовых сегментах. У нас не эконом, но и качество оснащения клиники соответствующее. Мы постарались достичь хорошего качества и приемлемых, соответствующих этому качеству цен. Проще говоря, стремились выстроить баланс. Сложно сказать, насколько идеально удалось это сделать, но отзывов о том, что у нас слишком дорого или подозрительно дешево, слышать не приходилось.
Илья, что, на ваш взгляд, нужно человеку, желающему открыть свой бизнес? Смелость, деньги или что-то еще?
Тел: 7 (391) 277-09-09
Сайт: new.artista24.ru
E-mail: artistadent@mail.ru
Чтобы открыть бизнес, нужно в первую очередь оценить и понять его рентабельность, насколько он будет прибыльным. Если судить на моем примере, то мне помог опыт. Тот факт, что я врач, хорошо знающий свою сферу, очень упростил задачу.
Если же человек открывает то, чем раньше никогда не занимался, естественно, у него есть все шансы на провал. Надо разбираться в том, что вы хотите открыть, либо пользоваться франшизой, уже проверенной схемой. Но вообще бизнес — это, конечно, всегда риск. Все, кто начинают свое дело, проходят через него.
Кристина Иванова специально для интернет-газеты Newslab.ru,
фото предоставлены клиникой «Артиста»