Когда и как возникла компания «Иридий»?
У нас молодая компания — работаем с 2014 года. Однако появился «Иридий» не на пустом месте. До этого у нас была лаборатория в СФУ, которая занималась исследованиями в области геофизики, новых методов возбуждения сейсмических волн и передачи информации через горную породу. Это были в основном фундаментальные, научные исследования, и развивались мы тогда за счет государственных грантов. Потом я случайно в самолете познакомился с одним предпринимателем, который оказался резидентом красноярского бизнес-инкубатора (КГАУ КРИТБИ — ред.). Мы разговорились, я рассказал, чем занимается наша лаборатория, он заинтересовался и предложил наши наработки перевести в рыночную область.
Профиль деятельности: научные исследования и разработки в области геофизики, разработка и производство электронных компонентов, аппаратуры для систем связи и аварийного оповещения внутри горных массивов.
Штат: 10 сотрудников.
Признаюсь, я сначала не придал особого значения этому случайному разговору, и по прилету даже забыл о нем. Дело в том, что мы к тому времени «подсели» на гранты, это было для нас понятно и привычно, а как коммерческое предприятие мы себя не видели. С другой стороны, назревал уже некий внутренний диссонанс: вот мы получили один грант, потом второй, третий, но вечно это продолжаться не может, надо же когда-то и возвращать то, что взял.
Поэтому, когда мой новый знакомый сам позвонил и предложил встретиться с директором КРИТБИ, я согласился. В то время бизнес-инкубатором руководил Николай Колпаков, ему понравилось то, чем мы занимаемся, и нам предложили стать резидентами. Хотя научно-технический совет мы прошли только со второй попытки.
Что изменилось после этого в вашей деятельности?
Мы стали довольно активно сотрудничать с инкубатором, участвовать в выставках и других мероприятиях. Главное, они помогли нам в получении первых инвестиций из госбюджета через программу «Фонда содействия развитию инноваций». Затем нам предстояло найти инвестора. На этом этапе многие резиденты «срезаются», поскольку найти кого-то, кто готов вложить в тебя деньги, действительно очень сложно. Но нам это удалось — инвестировать в нас согласилась красноярская компания RADIUS (разработчик и производитель радиоэлектронной аппаратуры для систем промышленной безопасности — ред.). Их заинтересовали наши разработки, и мы договорились, что, если удачно проведем первые испытания, они вложат в нашу компанию деньги — несколько миллионов рублей — для того, чтобы мы смогли продолжить исследования и создать образцы аппаратуры.
Чем конкретно вы привлекли RADIUS?
Они заинтересовались разработкой сейсмического канала связи через горные породы для передачи аварийных сообщений из горных выработок на поверхность. После того, как первые результаты наших исследований себя оправдали, компания продолжила инвестировать в нас средства.
В итоге, в настоящее время мы выполняем для RADIUS заказ на производство аппарата аварийной сейсмической связи. По договору мы должны изготовить тысячу единиц, поэтому можно отметить, что с этим заказом мы впервые вышли на серийное производство. Это новый этап в развитии нашей компании.
RADIUS — ваш единственный заказчик на данный момент?
После того, как мы съездили на выставку в США и продемонстрировали там свою аппаратуру, у нас появились заказчики за рубежом. В частности, к нам проявила интерес канадская компания Mine Radio Systems Inc. (производитель коммуникационных систем для замкнутых пространств — ред.). Они, как и RADIUS, заказали нам разработку канала связи через горные породы, но только основанного на других физических принципах. За год мы успешно выполнили этот заказ, и буквально две недели назад летали в Канаду, где заключили договор о дальнейшем сотрудничестве. Он тоже подразумевает мелкосерийное производство.
Кроме того, у нас есть разработки в области систем возбуждения сейсмических волн для геофизики. В этом направлении мы реализуем совместный проект с компанией «Сибтехимпэкс». Также сотрудничаем с «Енисейгеофизикой» в разработке нового сейсмоисточника для морских исследований. Но, надо сказать, геофизика — специфическая отрасль, продвигаться здесь сложнее, чем на рынке систем связи для горных выработок.
Сколько сотрудников в вашей компании?
У нас трудятся около 10 человек — эта та команда, которая работала еще в лаборатории СФУ. Практически все они выпускники СФУ, хотя сам я получал высшее образование в Иркутске. В Красноярск попал по распределению по окончании учебы, работал на Красноярской железной дороге, и заканчивал здесь аспирантуру.
То есть, весь ваш коллектив — это научные работники?
Более того, у нас есть аспиранты и кандидаты наук. Например, мой заместитель недавно защитил диссертацию, кто-то из ребят готовится к защите. По специальности среди наших сотрудников в основном разработчики электроники, электромеханических систем, программисты. Сейчас они задействованы у нас даже на сборочном производстве. Конечно, это не совсем правильно, такие специалисты должны в первую очередь работать головой. Но у нас все-таки первый серийный заказ, ответственность велика. Поэтому аспирантам и кандидатам пока приходится работать в том числе и руками. Но в дальнейшем планируем набрать персонал именно на сборку аппаратуры, чтобы не отвлекать научных специалистов от разработок и исследований.
Что вы предпринимаете для продвижения ваших разработок на рынке?
Наш основной канал продвижения — выставки. К примеру, сейчас мы готовимся к поездке в Чили, где пройдет большое специализированное мероприятие. В этом нам помогает краевое Агентство развития бизнеса. Оно оплачивает наше участие в выставке и берет на себя организационные вопросы. По сути, нам остается только оплатить билеты на самолет. Это будет наш первый опыт работы с АРБ, но мы надеемся, что в дальнейшем продолжим с ними плотное сотрудничество. В первую очередь в том, что касается именно поездок на различные выставки, особенно за рубеж.
Вас интересуют в большей степени иностранные рынки?
Мы видим там основные перспективы для себя. Скажем, сейчас нам хотелось бы выйти на африканский и южноамериканский рынки — там развита горнодобывающая промышленность, где сосредоточены наши основные клиенты. С этой целью и едем на выставку в Чили. Надеемся заинтересовать нашими разработками местный профильный бизнес. Но и внутренний рынок, разумеется, тоже нам интересен. Планируем участвовать в большой специализированной выставке в Новокузнецке.
Какие у вас в целом планы по развитию компании?
Основные планы — это как раз и есть выход на новые рынки. Потому что на данный момент есть продукт, осваивается серийное производство, но нужны объемы и сбыт. Также планируем развивать новые направления. К примеру, у нас разработан прибор для пассивного поиска углеводородов. Мы уже провели первые испытания, и они показали его работоспособность. Однако нужны дополнительные исследования, более обширная статистика, чтобы можно было выходить на потребителей — а данная отрасль очень консервативна — и убеждать их в перспективности нашей разработки.