Сколько таксист обязан меня ждать?
5-10 минут — и это нормально. Вообще время, в течение которого водитель обязан ждать пассажира, законом не регламентировано, но практика у большинства фирм именно такая. Услуги такси подразумевают заключение договора перевозки (фрахтования) — соответственно, условия о времени ожидания могут быть оговорены по соглашению сторон. Кроме того, в соответствии с «Уставом автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» перевозчик может отказаться от перевозки пассажира и багажа в случае простоя такси. Так что не гневайтесь, если вы замешкались, а автомобиля и след простыл.
У таксиста нет сдачи, это моя проблема?
Конечно, нет! Отсутствие у водителя такси сдачи не является «проблемой» пассажира — это обязанность водителя. Договор перевозки пассажира — публичный договор, поэтому (в соответствии с п. 3 ст. 426 Гражданского кодекса) таксист не может отказаться от предоставления услуги, если есть такая возможность. Как вы понимаете, отсутствие сдачи или крупная купюра в ваших руках — не причина для отказа.
Более того, если водитель потребует расплатиться более крупными или мелкими купюрами, права потребителя (то есть ваши), также будут нарушены. А за включение в договор условий, ущемляющих права потребителей, установлена административная ответственность. Короче говоря, нет сдачи — водитель обязан искать её самостоятельно.
Таксист останавливается там, где удобно ему, или там, где удобно мне?
Все зависит от ситуации. Пункт отправления и пункты назначения нужно заранее оговорить с водителем. Если водитель высаживает вас там, где удобно ему, это противоречит интересам пассажира и нарушает его права. Отказать в высадке в конкретном месте таксист может только в том случае, если у него отсутствует техническая возможность это сделать (например, это грозит нарушением ПДД или на месте высадки яма или лужа), а вы заранее предупреждены об этом.
Могу я указывать таксисту, по какому маршруту ехать?
Это не запрещено. Законодательство не запрещает указывать водителю, по какому пути следовать до пункта назначения. Правовые нормы затрагивают только вопрос о том, чтобы услуга вашей доставки из пункта А в пункт В была оказана надлежащим образом. Поэтому в силу предусмотренного законом принципа свободы договора можете указывать водителю путь.
Если у меня ребенок, а таксист приехал без детского кресла, могу я отказаться от поездки?
Не можете, а должны так поступить! Закон «О безопасности дорожного движения» запрещает рисковать жизнью малолетних пассажиров. Кстати, если таксист принимает пассажира с ребёнком, не разместив его в детском кресле, ответственность будет нести именно водитель, но не пассажир.
Вправе ли таксисты завышать тарифы (из-за мороза, например)?
Сложный вопрос. Завышенные тарифы в некоторых случаях могут носить признаки нарушения закона «О конкуренции» (ими занимается антимонопольная служба — и если у вас есть доказательства завышения, можете обратиться с заявлением), но каждый подобный факт требует тщательного изучения и доказывания. Практика показывает, что в условиях рыночной экономики предприниматели могут это делать и делают — из-за морозов, в часы пик и по другим причинам.
Если я оставил в такси вещи, кто отвечает за их сохранность?
Таксист должен помочь вещи вернуться к хозяину. Если таксист обнаружит забытый вами пакет, телефон или рюкзак, он должен убедиться, что вещь не угрожает общественной безопасности. Затем составляется акт об обнаружении бесхозной вещи, и предмет передают под расписку директору таксопарка (или руководителю фирмы такси).
В течение 30 суток хозяина должны постараться найти, если сделать это не получилось, то вещь можно отправить на реализацию. Если хозяин заявил о пропаже, он обязан доказать своё право на вещь — например, описать её точные признаки.
Какая ответственность вообще может грозить таксисту?
Кроме нарушения прав потребителя (ст. 14.8 КоАП РФ), водителя такси могут наказать за нарушение правил перевозок пассажиров и багажа:
— за отсутствие в салоне такси информации, предусмотренной правилами перевозок пассажиров;
— за невыдачу пассажиру кассового чека или квитанции в форме бланка строгой отчётности;
— за отсутствие на такси цветографической схемы легкового такси и (или) опознавательного фонаря на крыше.
А как пожаловаться на таксиста?
Если вы считаете, что ваши права оказались нарушены, для начала сообщите об этом в фирму такси:
- «Максим»: в Службу качества по тел (391) 263-88-99 или составить письменную претензию
- «Везёт»: в Службу качества по (391) 200-10-81 или составить письменную претензию
- Uber: составить письменную претензию
- Gett: в Службу качества 8 (800) 333-7-333 или оставить отзыв о поездке
- Яндекс: оставить отзыв о поездке
Кроме того, пожаловаться можно и в надзорные органы:
- в Министерство транспорта края (оставить свой отзыв или претензию)
- в департамент транспорта Красноярска по тел. (391) 256-84-04
- в управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю по тел. (391) 226-89-50
Рассказывайте свои истории о такси и таксистах в комментариях — пусть остальные узнают, как оно бывает!
Маша Русскова специально для интернет-газеты Newslab.ru