Одна из проблем в том, что люди, претендующие на руководящую должность, видят спектр разнообразных возможностей, начинают делить шкуру неубитого медведя, но редко заботятся об ответственности и думают о том, подходит ли им эта должность. Мало кто задает себе вопросы: «Обладаю ли я настоящими качествами хорошего руководителя? Каковы его главные навыки?» Кажется, что быть хорошим руководителем для своих подчиненных — это тоже суперспособность.
Супергеройское кино или реальное общество?
Выпускников по специальности «менеджмент» готовят к многозадачности и ограниченности ресурсов, потому и учат координировать, планировать, контролировать, принимать решения, анализировать, развивать концепции, писать бизнес-планы, строить бизнес-модели и виртуозно владеть цифрами. Вот только не все из них займут руководящие позиции.
К примеру, двоюродный брат Чарльза Дарвина, Фрэнсис Гальтон, полагал, что лидерство — наследственный талант. Сегодня лидер — это человек, способный вдохновлять на действия. Он умеет управлять своим поведением и эмоциями, формировать и концентрироваться на целях, отделяя главное от второстепенного, отличается самообладанием и мужеством, умением создать эмоциональный микроклимат в коллективе, при котором в короткие сроки получится достигнуть поставленных целей.
Поведение лидера зависит от его решений, а не обстоятельств. Конечно, он компетентен в тех задачах, которые ставит перед своей командой, готов рисковать, надежен и последователен в своих суждениях и поступках. Он знает свои недостатки и органично замещает их преимуществами. Помните, руководитель и лидер — не одно и то же. Руководитель наделен формальной, официальной властью, а лидер — способностью психологического влияния. Идеально, когда эти две роли совпадают.
Human resources или люди?
Есть еще и другая сторона медали, которая уходит в управление коллективом. Существует поговорка: управлять — не мешки ворочать. Все реже встречаются слова «коллектив», «люди» или «кадры», а все чаще HR. Сегодня модно относиться к человеку как к ресурсу.
Не станем выяснять, плохо это или хорошо. Подумаем вот о чем: человеческий ресурс особенный — он человеческий. Как оцифровать хорошее настроение, с которым сотрудник взялся за работу и сделал все настолько хорошо, что вдохновил коллектив? Это свидетельствует о том, что с человеком поступать нужно как-то иначе, не языком цифр, правил эксплуатации и математических операций.
Психологи утверждают, руководитель, контролирующий каждый шаг своих подчиненных — лидер вчерашнего дня. Успешный управленец скорее проявит доброжелательность и терпимость, пробуждая в сотрудниках энтузиазм и помогая их профессиональному (и личностному) росту. Тема «начальства» выходит далеко за рамки наших отношений на работе, она затрагивает такие важные аспекты личности человека, как отношения с родителями и фигурами власти, потребность в любви. Уже по этой причине составить портрет идеального руководителя просто невозможно.
С одним и тем же лидером кому-то работается хорошо, а кому-то нет. Для одних жесткий стиль руководства абсолютно необходим, другие в полной мере способны раскрыть свои таланты в атмосфере максимальной свободы и комфорта, а любое давление становится для них источником жестоких стрессов и разочарований. Одним необходимо постоянно быть в контакте с руководителем, другие предпочитают держать дистанцию... Однако можно попробовать выделить те черты, которые отличают хорошего босса.
По версии генерального директора компании «Этажи» (Красноярск) Виктора Мишурова, чек-лист качеств хорошего руководителя выглядит следующим образом:
- Умение формировать и развивать свою команду, ведь люди приходят в компанию, а уходят от руководителя.
- Делегирование: многие думают, что правильно делегировать задачи легко, но это не так. Немногие умеют делегировать полномочия.
- Способность к изменениям. Бизнес настолько динамичен, что вчерашних знаний сегодня уже не хватает. Нужно постоянно развиваться. Как говорила Королева Алисе в книге Льюиса Кэрролла «Алиса в Зазеркалье»: «Нужно быстро бежать, чтобы оставаться на месте».
- Если же говорить о личных качествах, то руководитель должен быть честен перед самим собой, своей командой и уметь брать на себя ответственность за результат команды.
И что в итоге?
Коллектив — это группа людей, работающих на достижение одного результата. Он похож на отлаженный часовой механизм, в котором все детали важны. А руководитель — это волшебный ключик, который заводит часы и знает, как привести в порядок работу устройства. Ясно одно: грамотным боссом не рождаются, им нужно стать. Только вот как пробудить в себе лидера и возможно ли это вообще? Тренируйте характер, держите его в тонусе. Постоянно развивайте в себе навыки, которые считаете ценными и не бойтесь быть собой.
Компания «Этажи» воспитала многих успешных руководителей. Здесь заинтересованы в росте и развитии сотрудников, поэтому если вы готовы учиться, работать и развиваться с командой единомышленников, смотрите подробности тут.
Фотографии предоставлены компанией «Этажи»
На правах рекламы