Утром — к врачу
«В компании «Красноярскнефтепродукт» я работаю уже восемь лет, пришел сюда после армии. На четверых водителей — одна машина, соответственно, посменно и работаем. Могу сказать, что с машиной мне очень повезло — это новая Volvo, раньше то на старых КАМАЗах мучились, только успевали ремонтировать, а теперь одно удовольствие за руль садиться. Тут усилитель руля и кондиционер тебе, ездим как «белые люди», — рассказывает водитель Николай Плотников.
За последние два года АО «Красноярскнефтепродукт» существенно обновило собственный автопарк — теперь сторонний транспорт для перевозки топлива используют редко. Сегодня в автопарке 50 бензовозов КАМАЗ, MAN и Volvo, которые обслуживают 170 заправок по всему Красноярскому краю.
Каждое рабочее утро для водителя бензовоза начинается не с бодрящего кофе, а с медицинского осмотра в 6:30. Отсутствие алкоголя в крови, четкий пульс, артериальное давление как по учебнику и прекрасное самочувствие — слагаемые для получения так называемой «путёвки» — путевого листа, без которого до работы не допустят. Осмотр проходит не только водитель, но его железный конь — тот самый бензовоз, который вскоре наполнится топливом. Его отдают в руки автомехаников — те выдают заключение об исправности транспортного средства. Оплошность может стоить жизни, так что тут никаких поблажек!
Задачи по зубам
Задания водителю бензовоза выдает диспетчер — на нем держится вся логистика водителей, потому заранее не угадать, куда поедешь сегодня. Это может быть автозаправка в Емельяново, Сосновоборске или Ачинске.
«График удобный: два дня подряд в день работаешь, затем выходной, затем две ночи, потом отсыпной и два выходных. По сути среди недели 3-4 дня у тебя свободных, все дела домашние переделать можно, удобно», — рассказывает водитель Николай.
«А при чем здесь самец гуся?»
Как оказалось, наполнить топливом бензовоз — целое дело. «Сегодня повезем солярку», — ободряюще заявляет Николай, а я и не против. И не просто солярку на какую-нибудь рядовую красноярскую заправку — топливо поплывет от нефтебазы «КНП» по воде. Для этого первым делом нужно наполнить бензовоз под гусаком. Спрашиваю: «А при чем здесь самец гуся?». Получаю ответ и порцию терминологии: «Гусак — это такая штука, которая вставляется в секцию бензовоза, а с нее автоматически заливается топливо».
На проходной получаем документы и пломбируем горловины и сливные ящики — это делается для того, чтобы до пункта назначения никто не мог добраться до топлива. Вот она, гарантия качества!
О жилистых водителях и нереальной ответственности
Пока мы на берегу разбирались с гусаками, уже приносят путевой лист на Ачинск. Понимаю, что дома окажусь к ночи, но такова специфика работы. Взбираюсь в бензовоз и понимаю, почему водители такие жилистые — побегай из кабины в кабину вверх-вниз — три пота сойдет.
«Посторонним в кабине находиться запрещено, — ворчит Николай, — пустили в порядке исключения, имейте в виду». Строгий товарищ, но что тут скажешь — ответственность нереальная, бензовоз доверху топливом залит, любая оплошность и можно взлететь на воздух....
Надо сказать, смотреть свысока на проезжающие рядом автомобили даже приятно, чувствуется мощь бензовоза. Но 40-тонная махина на трассе хороша, а на узких городских улицах приходится проявлять чудеса вождения, сетует Николай.
Не могу удержаться и не спросить про зарплату. Понимаю, что работа сложная — значит, и вознаграждение будет соответствующим?
«Сколько лет работаю, нам никогда зарплату не задерживали. Сегодня прядка 50-60 тысяч на руки в месяц выходит — знаешь, за что работаешь», — признается Николай.
Стопроцентная концентрация внимания
На первый взгляд, в профессии водителя бензовоза нет ничего сложного: заливаешь доверху цистерну, везешь до заправки и возвращаешься обратно. Но стоит вам провести рядом с профессионалом несколько часов, обывательское мнение разобьется о камни. Физически тяжело, стопроцентная концентрация внимания весь день и постоянное осознание того, что от твоих действий действительно зависит безопасность людей.
Подумайте об этом в следующий раз, когда на заправке недовольно фыркнете в сторону таблички «идет прием топлива», с силой захлопнете дверь и сорветесь с места в поисках другой бензоколонки.
Маша Русскова специально для интернет-газеты Newslab.ru
Фотографии Алины Ковригиной. За помощь в подготовке материала благодарим АО «Красноярскнефтепродукт»