Главная
>
Статьи
>
Экономика
>
«Миллион тонн за год»: Саяно-Партизанский угольный разрез побил свой рекорд

«Миллион тонн за год»: Саяно-Партизанский угольный разрез побил свой рекорд

25.12.2018
0
БелАЗ с миллионной тонной

Разрез располагается в очень красивом месте — предгорье Саян, на стыке двух районов Красноярского края — Саянского и Партизанского. Поэтому геологи, обнаружившие месторождение еще в 50-х годах прошлого века, так его и назвали — Саяно-Партизанское. В настоящее время разрез является единственным предприятием на территории Красноярского края, которое добывает каменный уголь марки Г (газовый). Это достаточно редкий высококачественный уголь, высшей энергетической марки, калорийность которого превышает 6 тысяч ккал/кг. Для сравнения, в Хакасии на аналогичных месторождениях калорийность каменного угля порядка 5-5,5 тысяч ккал/кг. И хотя Саяно-Партизанское месторождение разведано под подземную добычу угля, благодаря современным технологиям предприятие осуществляет добычу открытым способом — более безопасным и надежным по многим показателям.

По словам генерального директора ООО «Разрез «Саяно-Партизанский» (актив компании «Русский Уголь», входящей в группу САФМАР Михаила Гуцериева) Олега Сычева, запасы угля, которые есть на балансе предприятия сейчас, и которые еще предстоит доразведать, позволяют говорить о сравнительно долгом сроке службы этого разреза. На сегодняшний день горная выработка составляет более 1 км в длину и около 50 метров в глубину.

«Сегодня очень значимое событие в жизни нашего разреза и важный этап развития предприятия — впервые с начала года мы добыли 1 млн тонн угля! Когда пришли на это предприятие, начинали в 2011 году с менее 100 тысяч тонн годовой добычи угля и затем прирастали поэтапно объёмы добычи. И вот в этом году вышли на миллион в год. Всего с 2003 года на разрезе было добыто 4 млн 300 тысяч тонн угля. В дальнейшем, к 2021 году, планируется выход на производственную мощность вплоть до 1,5 млн тонн добычи угля в год, — рассказывает Олег Сычев. — Уголь достаточно чистый, однако природные условия и условия залегания не простые. Очень много пластов небольших по толщине — напоминают слоеный пирог. С помощью гидравлического оборудования небольшой ёмкости ковша мы можем даже такие маломощные пласты добывать достаточно чисто и обходиться без процесса обогащения. Так как уголь залегает не горизонтально, а с падением от 5 до 15 градусов, мы одновременно работаем и по падению, и по простиранию пластов».

На угольном разрезе 3 основных производственных участка: горный — включает весь комплекс подготовительных, вскрышных и добычных работ, автотранспортный участок — занимается обслуживанием и ремонтом автосамосвалов, экскаваторной, бульдозерной и вспомогательной техники, и участок погрузки — осуществляет погрузку угля, перевезенного с разреза на прирельсовый склад, в подвижной состав РАО «РЖД». Прирельсовый склад находится на построенной разрезом станции, с примыканием к путям общего пользования на станции Кравченко, в 25 км от разреза. Добытый уголь со склада фронтальными погрузчиками загружается в вагоны и отправляется потребителям.

Саяно-Партизанский разрез

«Мы работаем на стыке двух районов и активно взаимодействуем с администрациями обоих районов. Безусловно радует, что оказывается понимание и поддержка развивающегося производства, а мы, в свою очередь, посильно участвуем в части финансирования социальных программ районов. Участвуем в спортивных мероприятиях, проводимых в районах. Стараемся не просто прийти и работать, но и участвовать в жизни района. Например, в прошлом году Саяно-Партизанский разрез участвовал в создании спортивной площадки и хоккейной коробки», — рассказывает генеральный директор Олег Сычев.

Задачи поставлены — будем выполнять

«Разрез выполнил поставленную задачу — 1 млн тонн угля в год, — говорит Евгений Солоненко, заместитель гендиректора по производству АО „Красноярсккрайуголь“, куда входит Саяно-Партизанский разрез. — Такие высокие показатели достигнуты благодаря сплоченному коллективу и слаженной работе всех производственных участков».

По его словам, мощности угольного разреза неуклонно растут. Еще в 2016 году вместо запланированных 400 тыс. тонн добыли 600 тыс., в 2017 плановый показатель составил 800 тыс. тонн (добыли 860 тыс.), и в текущем году уже отгрузили миллионную тонну угля (на конец года будет 1 млн 30 тыс.).

Главный инженер АО «Красноярсккрайуголь» Игорь Попов сначала преподавал студентам горное дело в красноярском вузе, затем много лет отработал в сфере добычи угля, а сегодня поздравляет коллектив Саяно-Партизанского разреза с достижением юбилейного показателя.

Игорь Попов награждает коллектив

«Горняцкий труд — очень тяжелый, — говорит Попов. — В текущем году достигнута рекордная мощность разреза — 1 миллион тонн в год. Здесь сосредоточена высокоэффективная техника, которая позволяет производить горные работы любой сложности. Для разреза приобретено новое оборудование — бульдозеры, японские экскаваторы, самосвалы. Строится объездная дорога до станции отправления».

Разрез обеспечивает рабочие места для жителей Саянского, Рыбинского и Партизанского районов. Большая часть инженерного состава приезжает из Красноярска и Балахтинского района. Сейчас численность работников разреза Саяно-Партизанский составляет порядка 275 человек. С увеличением мощности разреза до 1,5 млн тонн в год увеличится также и количество рабочих мест — до 350.

Разрез удален от Красноярска на 170 км. Предприятие работает вахтовым способом, но вахты здесь короткие — всего 2 недели, ведь руководство понимает: без семьи человеку очень тяжело. В ближайшем поселке Ивановка построены три благоустроенных общежития, в планах — строительство еще двух.

«Главное — найти верный подход к людям»

Как уверяет руководство, созданы все условия для обучения и профессионального развития сотрудников. Коллектив разреза небольшой, и если есть профильное образование и глубокие знания особенностей горного дела, можно из простого рабочего достаточно быстро попасть в руководящий состав. На крупных угольных разрезах этот путь более долгий.

31-летний Николай Смирнов устроился на разрез в 2013 году, 2 года работал электромехаником вахтой, потом перевели главным механиком. Уже 3 года Николай руководит отделом главного механика и следит за поддержанием в исправном состоянии и ремонтом горного и горнотранспортного оборудования. На въезде в разрез располагается автотранспортная база из 9 модульных зданий, а в парке разреза насчитывается 57 единиц автотехники, включая 13 БелАЗов, 6 самосвалов других марок, 5 гидравлических экскаваторов, разнообразный бульдозерный парк и передвижные пункты обогрева.

Главный механик разреза Николай Смирнов

«В каждом сезоне свои сложности: весной и осенью бездорожье, зимой гололед, летом пыль, — рассказывает Николай. — Техника имеет свойство ломаться. Чиним в суровых сибирских условиях сами или силами подрядных организаций». В компании действует программа реновации: самосвалы каждые 5-6 лет заменяются новыми, и таким образом автопарк постепенно обновляется.

Джон Бадьин в свои 27 лет уже 2 года работает горным мастером и подменным начальником участка. Джон приезжает на вахту и находится непосредственно на разрезе, руководит горными работами, вскрышными и добычными экскаваторами, все регулирует и контролирует. Отучился в СФУ, в Институте цветных металлов и золота, по специальности «Открытые горные работы», которую он выбрал сразу после школы.

Горный мастер разреза Джон Бадьин

«На что учился — туда и попал, — смеется Джон и продолжает. — Считаю, что надо больше студентов на практику возить. Наш разрез тоже нужно им показать. Тем, кто свою жизнь свяжет с угольной отраслью, тут есть, чему поучиться. Залегание сложное, падение пластов, пласты маломощные, пропластки... Работа мастера заключается не только в том, чтобы наладить руководство разрезом на месте, но и найти подходы к людям. Если к коллективу подход нашел, то работа не доставляет больших проблем».

Со своим горным участком Джон Бадьин справляется на отлично, за что и награжден грамотой в честь добытой за год миллионной тонны угля.

Легко ли добыть миллион?

Машинист экскаватора Дмитрий Василик живет в посёлке Агинское и работает на разрезе чуть больше года, но руководство уже доверило ему погрузку знаковой миллионной тонны. Он успел поработать здесь практически на всех гидравлических экскаваторах и зарекомендовать себя высококвалифицированным работником с «правильным» пониманием ведения забоя. Не каждый машинист может добывать пласты толщиной 80 см, а порой и менее. Маленьким экскаваторам доверена ювелирная работа, так называемая селективная добыча, — это и есть самые что ни на есть добытчики угля. Им надо убрать все лишнее, чтобы в уголь не был засорен пустой породой. А затем выбрать этот уголь так, чтобы снизу не допустить присечки породы.

Машинист экскаватора Дмитрий Василик и водитель БелАЗа Василий Кашура, погрузившие миллионную тонну

«Аккуратно все делаю, выдерживаю горизонталь. Ориентируешься только по вибрациям. Когда ты заглубил ковш, ты не видишь, а лишь ощущаешь его. Где-то приподнимает тебя, а где-то наоборот — ковш еще ниже норовит залезть, — делится секретами немного смущенный Дмитрий. — Это нужно именно чувствовать — руками, через вибрацию машины. И такой опыт приходит только с годами».

На глазах у всех Дмитрий Василик легко грузит миллионную тонну, владея ковшом, будто своей рукой.

От водителя тоже зависит многое: кто-то будет крутиться, не зная как подъехать к экскаватору, а кто-то сразу подъедет с минимальными затратами времени. При правильном маневрировании и производственный цикл сокращается, и погрузка идет быстрее, как следствие — объемы добычи растут. «Здесь можно подводить статистику: от мастерства машинистов экскаваторов, водителей автосамосвалов, бульдозеристов зависит целиком благополучие предприятия. От правильно выбранного режима, маршрута движения техники зависит себестоимость продукции», — отметил главный механик разреза Николай Смирнов.

Василий Кашура на новеньком БелАЗе мастерски задним ходом подрулил к экскаватору для погрузки миллионной тонны угля. Василий Иванович уже 5 лет работает водителем автосамосвалов на разрезе. Живет с семьёй в 50 км от разреза, в поселке Партизанский. Устроился водителем КамАЗа, потом подошел к руководству и выразил желание обучиться на водителя БелАЗа. Ежегодно Саяно-Партизанский разрез направляет в Канский учебный центр около 20 человек. Работников обучают дополнительной категории и выдают свидетельство для работы на БелАЗах.

Василий Кашура везет знаковую миллионную тонну

БелАЗы работают только на территории разреза и осуществляют транспортировку как вскрыши, так и угля до внутреннего склада. На промежуточном складе разреза, в зависимости от места добычи, уголь сортируется по качественным показателям.

Приезжайте к нам летом!

Греемся в вагончике, возвышаясь над карьером, скрываемся от жуткого ледяного ветра и пьем горячий чай. «Ветер здесь никогда не успокаивается, даже летом горячий степной воздух и дуют ветра, — суровый сибирский климат», — объясняет мне Николай Смирнов.

«На производстве всегда так: либо пыль и жара, либо холод и слякоть. Легко не бывает», — улыбается генеральный директор разреза Олег Сычев.

Конечно, суровые условия работы подходят не всем, но мастера своего дела гордятся своей работой, такой нужной и тяжелой. Мужской работой. И опять все в один голос: «Место у нас красивое, предгорье Саян. Очень красиво, особенно летом, приезжайте».

Ирина Егорова специально для интернет-газеты Newslab.ru

Рекомендуем почитать