Спортивных объектов много не бывает?
Казань готовилась к соревнованиям 7 лет. За это время в городе построили более 30 спортивных объектов. Многие из них — действительно мирового уровня. Например, гордость строителей — стадион «Арена Казань» вместимостью 45 тысяч зрителей. Такое обилие различного рода спортсооружений дает Казани преимущество проводить крупные мероприятия и соревнования, причем не абы какие. Чего только ЧМ по футболу стоит. Вот бы и Красноярску заполучить такой уровень...
Подготовка к Универсиаде основательно изменила Казань не только внешне. Из вполне обычного города (при всем уважении к его 1000-летней истории) стали ковать «спортивную столицу России»: открывались секции всех направлений и уровней, подающие надежды юные спортсмены заявлялись на всевозможные премии, спорт рос и вверх, и вширь — особенно среди молодежи. В итоге в 2009 году Казань стала победителем сразу в двух федеральных конкурсах (их названия не так и важны) в номинации «Спортивная столица России». Правда, сейчас об этом мало кто помнит.
Не студенты для Универсиады, а Универсиада для студентов
Специально к Универсиаде в Казани построили целую деревню — небольшой студенческий городок на 14,5 тысяч человек. Переселять никого не стали, наоборот, после игр в новенькие дома въехали довольные студенты нескольких вузов. Сейчас это полноценная студенческая деревня. Территория полностью огорожена, вход через КПП. Правда, студентам до своих общежитий приходится ездить. Большинство корпусов вузов находятся в центре города или около него, а деревню построили поодаль — там, где было место.
О том, что студентов на время игр просили ретироваться из родных общаг, информации мы не нашли. Красноярские учащиеся пока о таком могут только мечтать, хотя в их распоряжении после игр останутся новые поликлиники, столовые и, возможно, пропускная система.
Сейчас здания казанской «деревни» заполнены не полностью: при вместимости в 14,5 тысяч человек в общежитиях проживают около 10 тысяч. Помещения частенько используют для размещения гостей и делегаций. Например, в августе 2019-го здесь будут жить участники чемпионата World Skills.
З — Зависть: с транспортом в Казани получше
Многие красноярцы уже давно поняли, что грядущая Универсиада — это не столько про спорт, сколько про глобальное развитие транспортной инфраструктуры. В Казани это понимание тоже было. И что особенно удалось вывести на новый уровень, так это транспорт.
Во-первых, в Казани есть метро. И здесь уже можно начинать завидовать. Нормальное, человеческое метро. Пока здесь одна ветка, 11 станций, но зато через весь город — от края до края. Годовой пассажиропоток в метро Казани — более 21 миллиона человек, в день в него спускаются более 76 тысяч.
Специально к Универсиаде сдали еще 4 станции, продлив ветку через весь город. Красноярску же стук колес подземки снится уже давно, но безуспешно.
Еще одна пока несбыточная мечта — электричка до аэропорта. От железнодорожного вокзала до него можно добраться меньше чем за полчаса и 40 рублей. Кроме того, в Казани есть скоростной трамвай — сеть маршрутов достаточно разветвленная, а сами вагоны относительно новые (хотя горожане и жалуются, что в них нет кондиционеров).
Приятным бонусом ко всему — чистота. Серьезно. В начале новогодних каникул в Казани много туристов (даже 1 января по казанскому Кремлю ходит с десяток тургрупп), но это не мешает автобусам, трамваям и метро оставаться чистыми. Впрочем, о черном небе (и черном снеге), в отличие от Красноярска, здесь, к счастью, не слышали.
Практически везде есть безналичный расчет за билеты. Стоимость проезда в Казани везде одинаковая — 25 рублей (но скоро тоже повысится то ли до 27, то ли до 33 рублей).
То же самое и с дорогами. На них не жалуются ни таксисты, ни автомобилисты. Мегаударными темпами в Казани строили развязки, переходы, проезды. В итоге к Универсиаде построили и отремонтировали 17 дорог, 11 развязок и почти 30 пешеходных переходов.
В общем, как ни крути — транспорту и дорогам казанская Универсиада до сих пор идет на пользу. Красноярск тоже много успел — и развязку новую сделали, и дороги подлатали, транспорт в аэропорт какой-никакой ходит. Но до уровня Казани нам еще далеко.
Успевали, как могли
«1000-летняя история Казани до этого была такая 1000-летняя, что все дома в центре просто разваливались. Здания рушились прямо на глазах, мы жили, как в руинах», — вспоминают местные жители. К Универсиаде в срочном порядке все стали ремонтировать, некоторые дома доделывали буквально прямо перед соревнованиями.
Судя по публикациям за 2012-2016 годы, вокруг исторических домов в Казани, как и в Красноярске, стояла шумиха. Спорили за право собственности, обязанности ремонтировать, восстанавливать и многое другое. Сейчас Казанский Арбат не сравнить с фотографиями начала 2010-х годов. Он красив и ухожен. Конечно, смущает обилие рекламы, но такова участь многих туристических мест.
Специально к Универсиаде в Казани отреставрировали местный исторический квартал — Татарскую слободу. В Красноярске Исторический квартал сдадут только после Студенческих игр — это факт. А располагаться там будут корпоративные кафе и гостиницы. В Казани же исторический квартал доступен и открыт для всех желающих. В деревянных домиках расположились сувенирные лавки, аутентичные кафе и гостиницы.
Стоп! А в Красноярске можно было сделать так же?
Увы, Красноярску повторить казанский уровень подготовки к Универсиаде было гораздо сложнее. И виной тому несколько объективных факторов.
Во-первых, бюджет красноярских игр меньше, чем в Казани. На казанскую Универсиаду потратили в сумме около 230 миллиардов рублей. В докладе Минспорта РФ за 2017 год и планах на 2018 год итоговые затраты на Универсиаду в Красноярске составляли 67,8 млрд рублей. Сумма, конечно, еще вырастет, но вряд ли дотянет до 230 миллиардов.
Во-вторых, в Казани (и это никто не скрывал) репетировали грядущие Олимпийские игры в Сочи-2014. Внимание федеральных властей к летним играм 2013 года было очень пристальным, на Казани отрабатывали схемы работы различных сервисов — волонтеров, координаторов, организаторов и многих других.
В-третьих, Красноярск объективно сложнодоступный город. И этого не исправить никакими вложениями. Добраться до Красноярска можно на поезде или на самолете. На поезде — долго, на самолете — либо дорого, либо с сумасшедшими пересадками, либо и то, и другое сразу.
В любом случае, первой в России Зимней универсиаде в Красноярске быть. Многие уже предвкушают большой спортивный праздник, успешно или не очень стоят в очередях за билетами, пакуют чемоданы, берут отпуска... С чем же останется Красноярск после Универсиады — увидим совсем скоро.
Сравнивала два города на букву «К» Валя Котляр специально для интернет-газеты Newslab.ru
А здесь вы можете почитать, что стало с Сочи спустя несколько лет после Олимпиады. Большой праздник навсегда изменил этого город. И не всегда к лучшему.