Три года в минус: как начинался бизнес
Я начал создавать компанию больше 9 лет назад без какого-либо опыта в бизнесе. Получил образование по специальности инженер-строитель, меньше года поработал наёмным сотрудником и стал пробовать. Родители у меня тоже далеко не предприниматели, отец — строитель. Каким-то советом помочь они мне не могли, но всегда поддерживали. Их отношение было такое: «пробуй, пытайся, это твоя жизнь».
Я решил заняться продажей и монтажом композитной террасной доски. В 2010 году этот материал не так широко применялся. К тому же он относится к премиальному сегменту и стоит недешево. Поэтому первые три года это была работа либо в минус, либо в ноль: мало кто был готов отдать приличную сумму за неизвестный продукт. Но постепенно поток клиентов наладился, и мы начали возить целые контейнеры с доской.
Сейчас композитную доску предлагаем не только мы, но нам удается удерживать 70% красноярского рынка по этому материалу. Мы преподносим его не просто в виде отдельного продукта. DeckWood — это некий комплекс решений для загородного благоустройства. Мы можем привлечь дизайнера, построить по дизайнерскому проекту террасу, застелить ее доской, сделать какое-то уличное украшение, поставить мебель. К сезону мы начнем предлагать нашим клиентам барбекюшницы и летние кухни. У нас есть уникальная разработка в этом плане.
Главная наша задача — сделать так, чтобы клиенту не пришлось мотаться по разным магазинам и компаниям, а создать на участке зону отдыха своей мечты, воспользовавшись только нашими услугами.
Творить, создавать, продавать
Наряду с террасной доской мы предлагаем собственные уникальные продукты для уличного благоустройства. Наша последняя разработка — кронштейны Habercube для быстрой и легкой сборки беседок. Это инновация для отечественного рынка, в которую пришлось инвестировать большие средства. Производство мы запустили не так давно, сейчас работаем над продвижением.
Одна из первых и основных моих разработок — полимерная лоза. Идея этого материала взята у бельгийцев. Мне просто понравилась картинка с видами того, как может выглядеть искусственная лоза в благоустройстве участка, а после понадобилось где-то с полгода, чтобы методом проб и ошибок понять, из чего и как можно сделать подобное. В итоге была собрана производственная линия и полностью продумана технология, которая больше в России никем не применяется.
С момента начала работы над полимерной лозой моя стратегия бизнеса заключается не в том, чтобы просчитать, сколько я получу, продавая тот или другой продукт. Я понял, что мне больше нравится что-то создавать, творить, а не перепродавать и смотреть, пойдет-не пойдет. Так я занялся исключительно разработкой идей для производства и теперь регулярно придумываю новые продукты, а вопросы продвижения и продажи постепенно переложил на штат.
Правда, по этой причине я стал меньше лично общаться с клиентами, а в силу специфики нашей компании нам часто встречаются достаточно богатые заказчики, и это всегда интересные люди. Бывают и забавные случаи. Однажды клиентка заказала доску для террасы, и буквально две доски общей стоимостью две тысячи рублей оказались лишними. Она решила сэкономить и повезла доски обратно к нам на склад на своем BMW X6. Положила их вдоль кузова авто, и на одном из светофоров они вылетели и выбили ей лобовое стекло. Желание сэкономить обернулось крупной тратой, как вы понимаете. Но у меня и у самого такое было, что материалами выбивало лобовое. Издержки бизнеса.
Торговля за пределами края и России
Помимо работы с частными заказчиками в пределах Красноярска, мы занимаемся развитием своей дилерской сети в регионах России. Не менее для нас привлекателен экспорт, поскольку это и более высокий чек, и более интересное направление работы. Начинать пробуем со стран СНГ, понемножку уже отправляем в Казахстан, Беларусь.
В работе с экспортом нашей компании помогает красноярское Агентство развития бизнеса (АРБ). Агентство в помощь предпринимателям разной направленности предлагает целый комплекс программ и семинаров. Это такой ликбез про то, как составляются внешнеэкономические контракты, какие есть особенности при работе на экспорт. Агентство приглашает опытных спикеров, которые делятся знаниями.
Ещё один способ продвижения на рынок, и на местный, и на зарубежный, — участие в выставках. В Красноярске мы участвуем в каждой строительной выставке вот уже 8 лет, а благодаря поддержке АРБ в том году впервые попали на самую крупную профильную выставку в России — Mosbuild. В этом году при финансовом содействии АРБ планируем посетить три крупных выставки, в том числе в Астане и Минске.
Плюсы и минусы своего дела
Свой бизнес, с одной стороны, — это возможность распоряжаться личным временем и финансовая независимость, с другой — тяжелый многозадачный процесс. Нужно придумать, как сделать что-то особенное, затем продвинуть это на рынок. Порой сложно спрогнозировать продажи, реальные затраты, найти и сохранить людей.
Какого-то универсального секрета решения всех этих вопросов у меня нет до сих пор. Хотя сейчас много бизнес-тренеров, которые советуют разные методы: выявить целевую аудиторию, описать портрет потребителя, выстроить каналы сбыта...
В прошлом году я прошел такой тренинг у одного известного красноярского бизнес-коуча. И понял, что даже отдав круглую сумму, нельзя получить гарантированный результат. Метод проб и ошибок, личный опыт, самообразование — вещи, которые работают куда эффективнее
Беседовала Кристина Иванова специально для интернет-газеты Newslab,
фото предоставлены компанией DeckWood
На канале Newslab в Яндекс.Дзен есть и другие интересные статьи по этой теме. Обязательно подпишитесь!