Илья Авербух, главный режиссер церемоний открытия и закрытия Зимней универсиады-2019:
«Для всей команды и для меня лично работа над церемонией стала вызовом. У меня есть опыт создания больших церемоний, но такое полномасштабное шоу-открытие я создавал впервые, и это была очень непростая задача. Во-первых, уровень подобных мероприятий в нашей стране высоко поднят: прекрасная церемония открытия Универсиады в Казани, фантастическая церемония открытия Олимпийских игр в Сочи... Конечно, мы не могли уронить эту планку.
Сценарий церемонии должен был так или иначе рассказывать о стране, о Сибири, о современной молодежи. Всё это такая протокольная составляющая, которая вместе с тем обязана являться высокохудожественной. И для меня именно это стало главным вызовом. Я задавался вопросом: как уже далеко не в первый раз рассказать обо всех этих вещах, в некотором смысле даже штампах, легким, понятным, оригинальным языком? Я всё время был в творческом процессе, и если в один день мне казалось, что какая-то идея вполне достойная, то в другой — я будто смотрел на неё другими глазами.
Чтобы принять в конечном счете правильные решения, мне нужно было напитаться информацией. Я постоянно посещал музеи, обязательно — Столбы, много гулял по городу и берегу Енисея. Именно Енисей в итоге стал сквозной линией, вокруг которой строился весь рассказ, а мост через Енисей, который вырастал в конце шоу изо льда арены, — одним из основных элементов. В этих образах я нашел стержень всей церемонии.
Одновременно с этим нам удалось уйти от линейности повествования — я кидал и переносил историю, строил сюжет таким образом, что вдруг после шаманов появлялись современные ребята, которые смотрят на северное сияние. Этим подчеркивалось единство времени: все люди, в какую эпоху они бы ни жили, поднимали головы и любовались красотой сибирской природы. Подобных нюансов в сценарии было очень много, и именно благодаря им общая картинка воспринималась гармонично.
Для меня архиважным было взаимодействие с ареной. Все удивлялись и не понимали, зачем я летал специально из Москвы посмотреть на ещё не готовую арену или зачем мне нужно было просто сидеть в ней часами.
Предстояло решить, чем заполнить пространство, поскольку действие должно было выглядеть очень масштабным. Так в моей работе происходит всегда. У меня есть только два способа вдохновения — место, где проходит событие, и музыка, которая будет его сопровождать. Пока эти две вещи не соединятся, ничего не произойдёт.
В Красноярске мне помогали не только привычные методы работы, но и моя команда. В неё вошли хореографы Евгений Присяжный и Мария Раскина, выпускающие редакторы, костюмеры, гримеры, техническая бригада, художник по декорациям. Был приличный костяк московских специалистов, но воплощение произошло силами красноярцев, и я очень рад тому, как всё получилось.
Красноярск для меня теперь больше, чем просто город, в котором мне довелось работать. В моей жизни прежде такого не было, чтобы я месяцами не выезжая жил хоть в каком-то из городов России и настолько сближался с местными жителями. Я очень благодарен красноярцам и благодарен Универсиаде за этот опыт».
Стелла Алексеева, заместитель руководителя Дирекции Зимней универсиады-2019:
«В 2017 году несколько режиссёров предложили свои концепции церемоний открытия и закрытия Зимней универсиады-2019. Кроме Ильи Авербуха, это были Игорь Крутой и Константин Эрнст. В итоге было принято решение взять за основу идею Ильи Изяславича, назначить его главным режиссером. После началась долгая и тяжелая работа по созданию того чуда, которое зрители увидели на церемонии.
Концепция постоянно менялась, сценарий переписывался несколько раз. Мы обсуждали его на разных уровнях — в Правительстве Красноярского края, Законодательном собрании, с творческими коллективами, историками. У нас была ясная цель — сделать церемонии действительно про Красноярск, про Сибирь. Илья Авербух абсолютно точно справился с этой задачей, предварительно изучив большой блок информации о Хакасии, Туве и, конечно, Красноярском крае. Он мог приехать и сказать: «Так, сегодня едем в Краеведческий музей!». Мы собирались и ехали. Мог подолгу наблюдать за городом с высокой точки или проводил целые дни в арене либо на Столбах.
Когда сценарий был готов, предстояло согласование сначала на уровне страны, затем на уровне FISU (Международная организация университетского спорта — прим. ред.). Именно на последнем, самом важном, этапе нашу идею оценили очень высоко. В FISU опасались, что в церемонии будет много истории, но в итоге эксперты были в восторге от того, какой молодежной и энергичной она получилась.
После согласования сценария предстояла долгая работа по отбору творческих коллективов. Для нас опять же было важно пригласить именно красноярских артистов. Мы хотели подарить им уникальную возможность попасть на мировые экраны. Для справки, церемонию открытия посмотрели 11 млн зрителей, и, конечно, мы хотели, чтобы мир увидел лица красноярцев.
Поиск хедлайнеров церемонии стал не менее важной частью подготовки. Илья подбирал не просто популярных артистов, а таких, которые бы на все 100 справились с придуманными ролями. На Зару выбор пал из-за её мелодичного голоса, идеально подходящего для исполнения колыбельной. Учитывалась и смелость исполнительницы, поскольку далеко не все готовы петь в экстремальных условиях под куполом арены. У Зары опыт подобных выступлений уже был, и она с радостью согласилась поучаствовать в нашей церемонии. Алексей Воробьев в своем образе отлично воплотил драйв и энергичность песни «Наша зима» и всей идеи студенческих соревнований.
Всего в церемониях было задействовано около 2 тысяч артистов — 1400 на открытии и 600 на закрытии. Сначала коллективы репетировали на базе вузовских площадок, в МФК «Арена Север», Красноярской краевой филармонии, а за два месяца до церемонии начались общие репетиции в «Платинум Арене Красноярск». Отрабатывать номера приходилось с самого утра и до 11-12 часов ночи, но было видно, что коллективам нравится этот новый для них опыт, и участие в шоу их вдохновляет».
Алексей Шидловский, технический директор СЗК «Платинум Арена Красноярск»:
«То, что придумывал Илья Авербух и вся творческая команда, в жизнь воплощали технические специалисты. Они решали, за счет чего конструкции будут перемещаться и трансформироваться. Например, лодки, которые появлялись в самом начале, двигались с помощью колесиков, скрытых за декорациями. Внутри — аккумулятор, привод, рулевая система. Человек управлял лодкой, а режиссер показывал, как и куда.
После церемонии чаще всего спрашивали, как поднимался мост, но там тоже ничего сложного — алюминиевую конструкцию поднимали гидравлические установки, спрятанные за фанерной доской и декорациями. Боковые элементы, которые имитировали опоры моста, были телескопические, то есть вкладывались друг в друга. При подъеме моста это выглядело так, будто один элемент вырастает из другого, а вся конструкция в целом поднимается прямиком изо льда и в лед же уходит. Принцип работы такой конструкции для любого инженера-строителя понятен, но чтобы в итоге всё это заиграло и дало качественную картинку, надо очень много отлаживать и репетировать.
Главная сложность была в настройке электроники, чтобы всё работало синхронно, поднималось не выше, не ниже нужного уровня. Мост должен был совпадать по высоте с декорациями, которые были пристроены по бокам, чтобы артисты и факелоносцы бежали по ровной дорожке, не спотыкаясь о перепады. Всё это регулировалось вручную из пультовой.
Многих интересовал полет Зары, но и там понятная технология: месяц с певицей перемещался по подвесной дороге, которая проходила по кругу купола арены. Артисты, и Зара в том числе, пели вживую — звук в арене очень качественный, и фонограмма была не нужна, даже несмотря на экстремальные условия.
Техническая подготовка площадки началась за три месяца до открытия Зимней универсиады-2019. Устанавливали боковые декорации, потом занялись подвесным оборудованием, которое в общей сложности вешало около 47,5 тонн. В последнюю очередь монтировались нижние декорации и экраны, размер которых был 14,5 на 5,5 метров.
Всего специалистов — и наших, и из команды Ильи Авербуха, и от «Матч ТВ» — было задействовано не меньше 500 человек. Ребята от «Матч ТВ» настраивали камеры, «ловили» картинку, смотрели, как всё будет выглядеть в эфире. И надо сказать, они настоящие профессионалы в своем деле — картинка вышла очень качественная. Когда прошел прямой эфир, мне звонили знакомые из других городов и стран и все спрашивали: «Это вообще в Красноярске происходит?».
Люди были в восторге, но у технических команд на момент проведения церемонии, кажется, никаких эмоций уже не осталось. Мы находились внутри процесса по 18-20 часов каждый день, стремясь получить идеальный результат. Поэтому всё, чего мы хотели в момент самой церемонии, — скорее подвести итог и услышать оценку нашей работы. Думаю, всё получилось. Судя по отзывам, нам удалось удивить весь мир».
Кристина Иванова специально для Интернет-газеты Newslab, фотографии Алины Ковригиной, пресс-службы Дирекции Зимней универсиады-2019