Главная
>
Статьи
>
Экономика
>
Евгений Никитин: «Санкции — это возможность для РУСАЛа мобилизоваться»

Евгений Никитин: «Санкции — это возможность для РУСАЛа мобилизоваться»

14.06.2019
0
Евгений Никитин
Фото: пресс-служба РУСАЛ

Предпринимает ли РУСАЛ какие-либо страхующие меры на случай введения новых санкций США? Например, возможен ли переход в расчетах с клиентами с доллара на другую валюту?

Если европейские покупатели готовы платить в евро, то мы заключаем договоры в евро, остальные платят в долларах, и мы, как компания, не можем повлиять на то, с какой валютой нам работать. Поэтому стратегически мы нацелены на то, что необходимо выводить на рынок новые эксклюзивные продукты, тем самым защищая компанию от возможных рисков в будущем. И плюс репутация, заслуженная нами на рынке. Мы работаем и над ее дальнейшим улучшением в плане работы с заказчиками. Например, сейчас на первый план выходит оказание техподдержки. У нас есть инновационные продукты, позволяющие нашим клиентам экономить. Это всё наша защита, и на этом мы будем концентрироваться.

Что касается последствий санкций США: как идет процесс восстановления отношений компании с партнерами?

Процесс, конечно, идет. Как мы уже говорили, из-за краткосрочных лицензий во время санкций мы не смогли заключить договоры, и у нас выпал контракционный период. Сейчас санкций нет, и мы готовимся к новой контрактации. Первые контракты по США ожидаются в июле, затем в августе и осенью — с другими рынками. Мы полагаем, что восстановим все потерянные позиции по продажам, это наша стратегическая цель в этом году.

По ситуации на рынке алюминия: в первом квартале средняя цена реализации составила с учетом премии 1,949 тысячи долларов за тонну, снизившись в годовом исчислении на 16,2 %, в квартальном — на 7,8 %. Какие тенденции отмечены во втором квартале, что ожидать во втором полугодии?

На сегодняшний день цена алюминия держится в районе 1 800 долларов за тонну, то есть она еще снизилась относительно первого квартала. Сказалась продолжающаяся торговая война между США и Китаем. Наш прогноз, что во втором квартале цена останется примерно на этом же уровне, и даже если Китай и США достигнут соглашения по торговым отношениям, то положительный результат, в том числе с ростом цены до 1 900 долларов, будет только в конце текущего года или в следующем году.

Хотя сейчас трудно сказать, чем все закончится. Сначала они объявляют, что находятся на грани договоренностей, потом оказывается, что снова не договорились. И до тех пор, пока сохраняется эта неопределенность, я думаю, никаких изменений на рынке не наступит.

Поэтому наша позиция остается прежней: увеличивать долю продукции с добавленной стоимостью, тем самым продавая больше товара с премией. За счет этого будем пытаться наращивать выручку и, соответственно, прибыль.

РУСАЛ ожидал по итогам года рост мирового спроса на алюминий на 3 %. То есть этот прогноз еще может измениться?

Пока нет. Обычно ежегодный рост был чуть выше, около 4%. Поэтому на сегодняшний день мы сохраняем прогноз по росту спроса на 3 %.

Вы говорили, что РУСАЛ планирует сохранить производство алюминия на уровне прошлого года или ожидает небольшого роста в связи с запуском очередного комплекса Богучанского алюминиевого завода (БоАЗ). Данный прогноз в силе?

Да, мы его сохраняем. У нас стабильный объем производства в районе 3 миллионов 800 тысяч тонн алюминия в год. На БоАЗе мы начинаем выпуск литейных сплавов для автомобильной промышленности в объеме 120 тысяч тонн.

Электролизный цех БоАЗа
Фото: boaz-zavod.ru

Еще один момент: мы уже вывели на рынок продукт с низким содержанием углеродного следа, которое примерно в три раза ниже, чем в среднем по рынку, — это наш алюминий под брендом Allow, произведенный c использованием безуглеродных источников энергии.

И Богучанский завод, наш совместный проект с «Русгидро», является одним из поставщиков данного алюминия, поскольку использует новейшую технологию и потребляет возобновляемую электроэнергию гидроэлектростанций.

Данный продукт востребован, ведь крупнейшие компании — от производителей электроники до автомобильных корпораций — стремятся сократить углеродный след не только на своем производстве, но и в закупках сырья для своей продукции. С учетом спроса на чистый алюминий мы прогнозируем рост производства. Возможно даже, что к 2023 году оно будет в районе четырех миллионов тонн.

Второй пусковой комплекс БоАЗа мощностью 148 тысяч тонн был запущен в марте, и общая мощность предприятия достигла почти 300 тысяч тонн. Когда ожидается запуск третьего и четвертого комплексов?

У нас в этом проекте есть стратегический партнер — «Русгидро», поэтому, естественно, мы ведем с ними постоянные консультации, и продолжение строительства будет, конечно, зависеть от ситуации на рынке. Мы следим за ней, и если потребность в новой мощности будет, то, соответственно, будет принято решение о продолжении строительства.

Еще одним совместным проектом с «Русгидро» могла стать достройка Тайшетского алюминиевого завода. При этом в феврале глава «Русгидро» Николай Шульгинов говорил о необходимости заново рассмотреть условия вхождения компании в проект после того, как с РУСАЛа сняли американские санкции. Ведутся ли соответствующие переговоры?

На сегодняшний день строительство Тайшетского завода является стратегической целью РУСАЛа. Мы ведем переговоры с банками о проектном финансировании, хотя пока рано говорить о каких-то конкретных договоренностях и объемах. И на сегодняшний день мы строим завод за счет собственных средств, а в дальнейшем планируем закончить строительство с привлечением проектного финансирования. Если наши партнеры захотят участвовать, мы готовы рассмотреть этот вопрос. Если нет, то мы все равно будем вести строительство завода.

Строительство Тайшетского алюминиевого завода, июль 2018 г.
Фото: taishet.rusal.ru

Какой план по капзатратам у РУСАЛа на текущий год? Планируется ли для его финансирования выход на рынки заимствования?

Что касается Тайшетского завода, то речь идет о 200 миллионах долларов на этот год. Если говорить о капзатратах в целом по компании, то мы прогнозируем их на уровне прошлого года, это порядка 800-900 миллионов долларов. Все будет профинансировано из собственных средств, новых дополнительных заимствований на эти цели мы не планируем. А для рефинансирования долга будем применять тот инструмент, который окажется лучше.

Есть ли уже ориентир по капзатратам на 2020 год?

У нас в 2018 и 2019 годах уровень капзатрат примерно 800-900 миллионов долларов. Думаю, что и в 2020 году у нас цифра будет примерно на том же уровне.

Вы возглавили РУСАЛ в достаточно сложный период для компании. Насколько тяжело было принять такое решение и не пугала ли ответственность?

Работаю я в компании больше 25 лет. Начинал с самых азов, с электролизника. Был директором завода, а последнее время работал директором по алюминиевому бизнесу компании. То есть прошел с компанией все трудности, которые возникали, например, и в кризисном 2008 году, и в 2013-м. Команда РУСАЛа, которую я знаю практически всю, так как работаю давно, с ними всегда справлялась. Поэтому ответственность скорее, наоборот, дает возможность мобилизоваться в нужный момент, что, в принципе, и показала эта ситуация с санкциями. Ведь за нами — за мной и остальными менеджерами — только рабочих около 60 тысяч человек, и еще наши клиенты.

Наша команда, я считаю, справилась с ситуацией: мы не снизили производство и не закрыли заводы, сохранили все рабочие места. И наши клиенты говорили, что вернутся, как только санкции будут сняты. И сейчас начинают возвращаться, что и говорит о репутации РУСАЛа. Основные клиенты к нам уже вернулись, а к осени будут готовы восстановить и объемы.

Несмотря на санкции РУСАЛ по итогам 2018 года показал сильные финансовые результаты. Как вы оцениваете перспективу выплаты дивидендов в текущем году?

На самом деле и экономическая и политическая ситуация пока непростая и трудно прогнозируемая. Поэтому мы, естественно, обозначим все риски, но решение по этому вопросу за советом директоров.

Вы говорили про увеличение доли продукции с добавленной стоимостью (ПДС), у вас уже есть какие-то целевые ориентиры?

В первом квартале ее доля была относительно небольшой, к маю вышли примерно на 40 %. Естественно, это нелегко, поскольку есть незаконтрактованная продукция. Но вот в четвертом квартале ожидаем уже возвращение к досанкционному уровню, а на 2020 год ставим новые цели и в дальнейшем планируем довести долю такой продукции до 48-50 %.

Увеличение доли ПДС происходит за счет роста ее объемов или есть и новые виды продукции?

Не только, мы расширяем и торговые контракты. После запуска стана на БоАЗе у нас есть и новые продукты, например, катанка электротехническая, которая может применяться в строительстве, в автопроме и вообще в разных отраслях. Мы ее сейчас выводим на российский рынок и, соответственно, рассматриваем возможности экспорта, так как интерес к продукту есть.

Алюминий от РУСАЛа

Разработаны новые литейные сплавы для автомобильной промышленности. Также занимаемся технологиями применения алюминия для 3D печати и разработкой других новых технологий — это наше будущее, которое нельзя сбрасывать со счетов, иначе можно отстать.

Как продвигается создание СП с американской Braidy Industries по производству алюминиевого проката? Когда ожидается принятие окончательного решения по проекту и подписание юридически обязывающего договора?

Сейчас команды с нашей и их стороны ведут работу по согласованию всех параметров будущего соглашения. Но конкретной даты подписания пока нет. На данном этапе главное — согласовать все параметры, и чем лучше мы это проработаем, тем легче будет работать дальше.

Основные параметры соглашения, например, по объемам финансирования, мощности предприятия, срокам его запуска, уже вряд ли изменятся?

Да, это все, скорее всего, сохранится. И для нас важно то, что сроки запуска прокатного завода совпадают с запуском Тайшетского завода, запланированным на 2021 год, поскольку на прокатный завод в США мы планируем поставлять плоские слитки из низкоуглеродного алюминия Allow c Тайшета, где будут запущены необходимые новые мощности.

Американский рынок — один из самых больших и при этом дефицитный, его нельзя сбрасывать со счетов. Поэтому нам интересно выйти на этот рынок и именно с партнером.

Беседовал Павел Батурин,
РИА Новости

Рекомендуем почитать