>
>
>
Букет со скелетом и Путин из редиса: как красноярка переехала в Питер и превратила овощи в высокое искусство

Букет со скелетом и Путин из редиса: как красноярка переехала в Питер и превратила овощи в высокое искусство

18.10.2019
33
Анна Назарова со съедобным букетом, сделанным в ее мастерской

Гуманитарий до корней

Я родилась в Красноярске, здесь же закончила школу и поступила на искусствоведа в Сибирский федеральный университет. Почему именно искусство? Еще в школе я поняла, что ни точные, ни естественные науки у меня «не идут». А вот писать тексты выходит отлично: в 16 лет я печаталась в школьной газете, а также в журналах «Птюч», «Ом» и «Ликбез».

После универа успела поработать книжным обозревателем в интернет-СМИ, креативным директором в рекламном агентстве, а затем — мне на тот момент было 28, влюбилась и повторно вышла замуж.

2002 год. Факультет искусствоведения и культурологии: «Ползаем по Крышам Красноярска с Арегом Демирхановым». Анна Назарова — третья слева в нижнем ряду.

Питер для тех, кто любит «блюзовать»

В 2008 году я вслед за новым мужем переехала в Санкт-Петербург. Что меня здесь удивило и поразило, так это то, как медленно здесь решаются дела и вопросы. Со стороны, повсюду в городе происходит какая-то движуха, а на самом деле — лишь иллюзия деятельности. Тебе могут долго рассказывать, как сильно хотят издать книгу или снять крутой фильм, но всё это растягивается на долгие годы и так и остается нереализованным. Не хочу говорить за всех питерцев, но многие из них и сами с этим согласны.

Как говорит одна моя здешняя подруга, в Питер едут «блюзовать». В Сибири же, в отличие от северной столицы, люди более смелые и решительные, ведь если не будешь быстро двигаться, то попросту замерзнешь.

Ползунки и бургеры

Первая осень в Питере

Спустя две недели проживания в Санкт-Петербурге нашла первую работу — это было конструкторское бюро при магазине подарков. Допустим, у человека есть всё, что же ему подарить? Тут нужен необычный презент — и такие мы сами придумывали и конструировали. Особо запомнился сувенир-франкенштейн в духе стимпанка из советского дискового телефона, купленного на блошином рынке. Трубку заменили на лейку для душа, а вместо цифр набора номера приделали циферблат с часами и жестяную табличку с названием: «Время душевных разговоров». Была еще зажигалка «Огонь любви» в форме сердца. Тут мне и пригодились навыки искусствоведа, ведь во время учебы в СФУ мы не только изучали теорию и историю искусства, но и вырезали по дереву, работали на гончарном круге, делали линогравюры...

Затем я устроилась курьером в компанию, которая шила одежду для младенцев по индивидуальным заказам: юбки-пачки, ползунки и т. д. Этот бизнес сам по себе меня не интересовал, но работая курьером я могла узнавать новый для себя город, тем более на дворе стояло лето, да и вещи для доставки были легкими.

Путешествуя по питерским улицам, окончательно поняла, что не хочу работать в офисе, и стала коллекционировать странные работы, которых в Питере было предостаточно. Например, работала нулевым посетителем в баре: нужно было просто сидеть за столиком и не торопясь потягивать алкогольные напитки. По замыслу владельца заведения, на такого живца должны были идти клиенты — ведь в пустой бар никто не потянется. Так мы с подругой сидели и выпивали — оплата была почасовой.

Затем, прикинув негативные последствия от барной профессии, в очередной раз сменила работу и стала кладоискателем. В полях за городом, изрядно помахав киркой, можно было найти ценные фарфоровые статуэтки, раритетные флаконы из-под духов, царские монеты или, например, люстру 19 века.

Наконец, судьба привела меня в бар-парикмахерскую, где я научилась готовить не только вкусно, но и очень быстро. Представьте, что вам одновременно нужно испечь 80 булок с чернилами каракатицы для бургеров с фуа-гра, и разделать ногу новозеландского барана. Смены длились от 8 до 14 часов, но это был бесценный опыт.

«Хотела открыть школу глажки котов»

Поработав поваром, я увлеклась кулинарией и придумала фуд-арт-проект «Кура и греча». Он работал в рамках «Ресторанного дня» — это всемирная акция, когда любой желающий может открыть свое заведение, но только на сутки. В меню моего передвижного буфета были, например, коктейль с гречкой, леденцы с курицей, шоколадные галеты с олениной и клубникой. На тот момент это было в новинку, и модные издания стали включать «Куру и гречу» в «Топ мест, которые нужно посетить на „Ресторанном дне“». Даже «Первый канал» сделал сюжет о необычных блюдах. В итоге ко мне обратились представители краудфандинговой платформы Boomstarter — предложили начать сбор средств на этот перспективный проект, но жизнь снова подкинула мне сюрприз.

Первого апреля 2014 года я пошла на день рождения подруги и у входа в метро заметила женщину, которая продавала пучки редиса. Я решила, что эти овощи отлично подойдут вместо классического букета и наверняка запомнятся. С этой мыслью я купила редис и пошла в ближайший цветочный магазин, где попросила соорудить из него нечто, напоминающее букет — получился он рыхлым и ненадежным и выглядел как странноватая арт-инсталляция, но подруга ему обрадовалась!

Тот самый первый букет с редисками

С тех пор я загорелась этой идеей, но первые полгода не думала о своем деле: просто показывала фото своих первых овощных букетов друзьям и знакомым со словами «Прикиньте, какой крутой бизнес можно на этом сделать!». Затем один мой приятель — он работал финансовым аналитиком, предложил стать инвестором в мой будущий бизнес. Начала думать, куда вложить взятые у него в долг 40 тысяч рублей. Овощные букеты были лишь одной из безумных идей — наряду с другими, не менее оригинальными. Так, я хотела открыть школу, где кошатников учили бы правильно гладить своего питомца, чтобы он был счастливее и веселее. Даже нашла сотрудника зоопарка, но бизнес с партнером не заладился.

В итоге вернулась к идее с букетами из овощей; первые собирала на заказ — у себя дома на кухне. Рекламировала тоже своими силами: просто спускалась с ними в метро, каталась между станциями, многие подходили и спрашивали, где взять такой же, ну я тут же раздавала визитки. В 2015 году в связи с кризисом цены на импортные овощи и фрукты подскочили, и пришлось работать с тем, что продавалось на местных рынках. Владелец овощной лавки по соседству стал моим первым поставщиком, а заодно и постоянным клиентом.

Варламов в помощь

Первые 9 месяцев работала одна, а потом узнала об интернет-проекте блогера и урбаниста Ильи Варламова «Бизнес в кризис». Предприниматели со свей России отправляли ему рассказы о своих бизнес-проектах и производствах, а он выбирал самые интересные. Я отправила ему свой рассказ и, к моему удивлению, уже через 30 минут получила ответ. Так о моих букетах узнала вся Россия, и посыпались заказы. В Москву первые букеты отправляла на «Сапсане», причем каждые четыре дня. Самый большой заказ состоял из 30 букетов.

В рекламе теперь я не нуждалась, потому что журналисты пошли косяком и обо мне писали все подряд — от Village до «Фонтанки» и «РБК», а вдобавок еще и приглашали на ТВ в передачи вроде «Дачного вопроса». Летом 2015 года я открыла представительство в Москве, затем мастерскую в Санкт-Петербурге, а чуть позже — в родном Красноярске.

Отдельно стоит сказать о том, как я выбрала название для компании. Исписала примерно 15 листов с такими, например, вариантами: «Борщ-букет», «Букет-винегрет», «Мадам Брокколи», «Овощное танго» и тому подобное (позже многие конкуренты сделали себе именно такие вывески). По итогу мозгового штурма решила, что хватит копирайтерской истерики — название должно быть простым и добрым. К слову, так назывался магазин одежды для младенцев, где я когда-то работала — «Доброе-простое». Вспомнила, что друг, работавший шеф-поваром в баре, обычно использовал две коронные фразы: «Очень плохо» и «Очень хорошо». Остановилась на последнем.

Легендарный пост мамы Тимати. Она заказала в мастерской Анны Назаровой два букета, но не сказала, что они предназначались для сына и его жены Алены. Уже через день после этой публикации на инстаграм Анны подписалось 6000 человек

Съедобное искусство

Овощные и фруктовые букеты часто выглядят просто — казалось бы, бери себе овощи и скрепляй ниткой, но собрать их по всем правилам, так, чтобы они не развалились и со всех сторон выглядели презентабельно — целая наука. Правила флористики здесь не применимы, ведь мои букеты еще и съедобные, а значит, протыкать их проволокой, чтобы скрепить, нельзя. Особое внимание нужно уделять и свежести фруктов и овощей — нужно закладывать время на транспортировку. Сейчас наши букеты настолько «выносливые», что их смело бросают на лед в конце хоккейного матча, а невесты подбрасывают в воздух — и ничего им не делается.

Что касается цвета и композиции, я вдохновляюсь живописью голландских мастеров, которые на своих натюрмортах изображали живые и далеко не идеальные овощи: морковка могла быть асимметричной, да и персик сбоку явно перезрел. Зато это дает фактуру и настоящую природную красоту, далекую от глянцевого блеска яблок из супермаркета.

Овощная арт-группа

Сейчас в «Очень хорошо» работает 45 человек, а в линейке у нас 80 букетов, каждый из которых мы можем отдать клиенту уже на следующий день. Отдельное направление — авторские букеты на заказ. Конечно, спустя годы появилось множество конкурентов, но мы стараемся всегда быть на шаг впереди. К тому же овощи и фрукты имеют природную защиту от копирования — они ведь все разные и двух одинаковых букетов не бывает.

Наша постоянная фишка — тематические букеты, которые мы разрабатываем к праздникам или важным событиям. В этом году, например, к 1 сентября придумали букет под название «Ученье — свет»: в овощном букете там светилась настоящая лампочка. Или, например, букет «Гранит науки» — с настоящим камнем. Есть еще «Первый звонок» для первоклашек — с работающим звоночком.

Букет «Первый звонок»

В какой-то момент я поняла, что одними букетами заниматься мне уже не так интересно, и начала активно работать с большими формами — крупными инсталляциями. Этим летом мы делали арт-объекты для Славы Полунина (с ним мы сотрудничаем уже 2 года) в его имении под Парижем — это был бешеный ритм — 9 работ за 10 дней. Чтобы понять масштаб, скажу лишь, что для одной работы мы привлекли волонтеров, которые выдували 1000 яиц — нужна была пустая скорлупа. Также оформляли огромный стенд для международной сельхозвыставки в Ленинградской области.

В летнем саду Русского музея в сезон работает выставка наших овощных картин, а в Кремлевском дворце гости юбилейного концерта группы «Ногу свело» могли увидеть портрет Макса Покровского, составленный из овощей. Есть в нашей коллекции и картина с Владимиром Путиным — на мой взгляд, президент на ней узнаваем даже без подписи.

Часто я привожу новые идеи из зарубежных поездок. В Японии обучалась на курсах икебаны и вернулась домой с чугунной вазой, которую использовала для серии необычных работ — помимо овощей там были и новые экзотические элементы. Получился букет из осьминогов, из пустых яиц, а также букет по мотивам сериала «Игра престолов».

Безумно интересно выходить за рамки овощного искусства и делать что-то остросоциальное, то, чем занимаются известные арт-группы. Например, зимой на дорогах и улицах Санкт-Петербурга в очередной раз произошел коллапс: коммунальщики не успевали собирать снег и лед, и мы на злобу дня оперативно сочинили букет из настоящих сосулей, снега с реагентами и собачьих экскрементов.

С одной питерской стрит-группой организовали еще одну акцию — разместили на домах памятные таблички, чтобы увековечить память простых горожан, не совершающих подвиги и не увековеченных в граните. На одной из них был такой текст: «В этом доме в 2004 году Иван Семенов пришел в гости к Ольге Чикиневой и нечаянно сломал ей раковину в ванной».

В прошлом году на улицах Санкт-Петербурга мы разместили изображения знаменитых атлантов с Портика Нового Эрмитажа — они приободряли горожан жизненными фразами.

Что касается планов на будущее, то у меня есть мечта — поработать со знаменитым цирком дю Солей — сделать совместный проект. Вообще, мне близка эстетика зрелищных цирковых представлений, а также театральное искусство, но в театре пока что работать физически невозможно, ведь наши инсталляции сделаны из настоящих фруктов и овощей и живут недолго, да и перевозить их с места на место проблематично.

«Миллионер из трущоб»

Сегодня у нас четыре филиала — в Санкт-Петербурге, Москве, Екатеринбурге и Красноярске и команда из 45 человек. С 2017 года работает онлайн-школа, в которой мы обучаем всех желающих делать уникальные букеты из фруктов и овощей. Но только сейчас я понимаю, что становлюсь предпринимателем: выстраиваю стратегию, осваиваю инструменты таргетинга для продвижении, целенаправленно занимаюсь соцсетями. Всё, что было до этого — просто круговорот людей и событий, которые вызывали во мне интерес и желание творить.

В фильме Дэнни Бойла «Миллионер из трущоб» главный герой знал правильные ответы не потому, что был начитанным, а потому, что жизнь подкидывала ему реальные испытания. Так же и мне — всегда было на что опереться, и случайно полученный опыт и знания позволили в итоге заниматься успешным делом, которое мне нравится.

Беседовал Богдан Богданов специально для Newslab,
фото из личного архива Анны Назаровой

Где живут бывшие красноярцы

Рекомендуем почитать