Главная
>
Статьи
>
Экономика
>
«Мы стараемся привнести в диетическое питание что-то новое»: как семья из Красноярска открыла бизнес по производству тофу и веганских пельмешек

«Мы стараемся привнести в диетическое питание что-то новое»: как семья из Красноярска открыла бизнес по производству тофу и веганских пельмешек

27.11.2019
0
Екатерина и Владимир создали собственную компанию по производству вегетарианских продуктов на основе соевых бобов. Называется она просто и лаконично — Бо.

С домашней кухни на полноценное производство

Идея запустить такой бизнес возникла потому, что мы сами вегетарианцы и прекрасно знаем, что в сегменте веганской еды очень сложно найти что-то новое. Нам захотелось попробовать разнообразить это направление собственным интересным продуктом. Свой первый тофу мы готовили прямо на домашней кухне. Однажды решили добавить к нему перемолотых бобов, азиатских специй и сделать с этой начинкой пельмени. Получилось очень вкусно!

Продолжая готовить на кухне, мы начали тестировать наши разработки на фестивалях еды. Ярмарки — это свободный формат, отлично подходящий для старта. До этого мы изучали технологию и постоянно размышляли, надо-не надо, сможем или нет. Участие в фестивалях вроде Рестодэя на Каменке помогло нам понять, есть ли в городе люди, которые нуждаются в растительной диете, какие у них предпочтения. С тех пор мы уделяем большое внимание тестированию — это один из самых важных этапов в развитии.

Было очень ценно, когда первые покупатели стали говорить, что наш продукт вкусный. Это придало уверенности. Мы поняли, что нашей маленькой морозилки нам уже не достает, и стали заказывать оборудование. Поскольку мы готовим по китайским технологиям, то и оборудование купили китайское — доступное, но эффективное. Когда техника должна была вот-вот прийти, мы сняли цех и как-то очень эмоционально в него заехали. Так началась работа на производстве.

Владимиру принадлежала мысль создать компанию. Некоторое время близкие не слишком верили в успех этой идеи, но помогли её осуществить. Фестивали показали, что проект может стать серьезным бизнесом

Затыкание дырок

Скоро мы поняли, что запуск — это долгий процесс, а всё, что мы представляли и планировали, в действительности оказалось не так. Мы наивно полагали, что наш оптимизм нас везде пропихнет, и всё будет классно, но чтобы производство заработало, нужно потратить огромное количество времени и денег. Расходы, прописанные в нашем бизнес-плане, за первые полгода выросли на 30-40%. Мы очень долго дорабатывали продукт, получали необходимую текстуру и высоту тофу, улучшали вкус. В итоге мы почти 9 месяцев потратили на запуск: заехали в цех в сентябре, а первую поставку в магазин сделали только весной.

Отдельные трудности были связаны со сроком годности. Период хранения нашего тофу — 14 дней, а скоропорт — это сложно для предпринимателя, который только вывел продукт на рынок, не имея денег на большую рекламу и продвижение. Первое время происходили возвраты от магазинов, потому что люди еще не попробовали наш продукт и не привыкли к его присутствию на прилавках. Сейчас покупатели уже распробовали, и возвратов у нас меньше 1,5% в месяц. Это достаточно хорошо при сроке в 14 дней.

Переговорам и продажам тоже пришлось очень долго учиться. Сначала мы шли напролом и с ошибками: организовывали доставку частным клиентам, за счет которой набирали некую сумму, но понимая, что это не предел, искали дистрибьюторов и пробовали выйти на продажи в магазинах.

В итоге ситуация была стихийная, только начнем продавать — тофу закончился, или, наоборот, наготовим — и бежим звонить, чтобы скорее продать. Первое время это было затыкание дырок, а отладили процесс мы только спустя год. Но именно запускаясь, мы научились очень многому, и эти месяцы были хоть и долгие, но самые интересные.

Выход из тумана

В один момент мы устали работать без понимания, как что делать правильно. Ходишь, как в тумане, что-то получается, что-то — нет. Развивая производство методом проб и ошибок, мы параллельно начали искать возможности обучаться. Но курсы мотивации — это не то, они не про действия, а нам нужна была именно практика. Так мы нашли краевое Агентство развития бизнеса (АРБ) и пошли на курс по повышению квалификации. Только там мы впервые узнали, как правильно составлять бизнес-план, как оценивать эффективность своих действий и работать с аудиторией. Тогда же мы услышали про кредитование от АРБ на льготных условиях, оформили наш первый заём и организовали линию копчения тофу.

Агентство развития бизнеса
Адрес: Красноярск, пр. Свободный, 75
Тел.: +7 (391)265-44-32
E-mail:
info@agpb24.ru
Сайт: agpb24.ru

Центр «Мой бизнес»
Адрес: Красноярск, ул. А. Матросова, 2
Тел.: +7 (391)265-44-32

Еще спустя время мы отправились на форум «АлтайПродМаркет» в составе бизнес-миссии от АРБ. Для нас, как переработчиков, Алтай — очень важная сырьевая база. Мы закупаем у местных поставщиков сою, муку, различные масла. Поездка помогла нам найти сырье по более выгодным ценам, увидеть предпринимателей «по ту сторону», лучше понять территорию, с которой нам приходится постоянно работать.

Вегетарианская еда может быть вкусной

Сейчас у нас полностью отлажены продажи, мы арендовали еще одно помещение и расширили цех. Свою продукцию мы отправляем в более чем 30 точек — это магазины полезного питания («Калина-Малина», NewYog, «Лавка полезные продукты» и др.), заведения преимущественно азиатской кухни и рестораны доставки. Нас знают не только в Красноярске, но и Железногорске, Абакане, Новосибирске.

Один наш друг-предприниматель говорит: «Чтобы бизнес оказался успешным, очень важно вовремя зайти на рынок». Это примерно про нас — сейчас веганские растительные продукты — это не просто модно, а необходимо. И если раньше это воспринималось как развлечение, что-то новое и необычное, то сейчас для большинства наших клиентов тот же тофу — это уже повседневный продукт. Многие заменяют им сыры или мясо, потому что он не содержит холестерин и лактозу, в нем меньше углеводов и жиров.

Компания Бо
Вконтакте: vk.com/restobo
Instagram: instagram.com/tasty_bo
Тел.: +7 (391) 232-39-52

Мы понимаем, что работаем не только на вегетарианский рынок, а на более широкую аудиторию людей, желающих питаться вкусно и полезно. Причем, эта аудитория постоянно растет, а мы пытаемся её понять и предложить более разнообразный и широкий выбор.

На собственном примере мы знаем, что люди, исключившие большое количество продуктов животного происхождения из рациона, вынуждены есть практически одни крупы и овощи. Даже многие заведения не готовы предложить какой-то интересной вегетарианской еды — вся она ограничивается одним и тем же греческим салатом.

Мы же стараемся привносить в диетическое питание что-то интересное. В этом плане покупатели очень хвалят и ценят наш копченый тофу. Это такой же растительный продукт, но, судя по отзывам, по вкусу похожий на копченую колбасу или копченый сыр. И этот результат нас радует, потому что у людей сегодня существует большая потребность есть полезную, но не пресную, а вкусную и разнообразную еду.

Кристина Иванова специально для интернет-газеты Newslab, фото предоставлены героем материала

Рекомендуем почитать