С марта прошлого года мировые цены снижаются, и даже после снятия американских санкций с РУСАЛа производство алюминия останется на уровне 2018 года, то есть по итогам девяти месяцев компания увеличила продажи первичного алюминия на 9,8 %, до 3,069 млн тонн. Можно ли сказать, что на мировом рынке алюминия наступил кризис?
Нынешняя ценовая ситуация никак не связана с алюминием как таковым — причины здесь макроэкономические, они влияют на многие отрасли, включая алюминиевую. Восстановление цен и рост рынка в будущем по-прежнему зависят от снятия напряженности, сохраняющейся в торговых отношениях США и Китая.
По итогам первых девяти месяцев 2019 года мы видим, что в Европе спрос на первичный алюминий незначительно упал. В то же время автомобильная промышленность — основной драйвер отрасли — в крупнейших странах региона, в особенности в Германии и Турции, постепенно стабилизируется.
В Северной Америке за этот же период спрос на алюминий также сократился — в пределах 2 %. Но увеличение среднего возраста эксплуатируемых автомобилей на североамериканском континенте почти до 12 лет дает право на позитивные прогнозы в отношении производства автомобилей в ближайшем будущем.
Более того, требования регуляторов к снижению выбросов автомобилей требуют снижения их веса, что невозможно без применения алюминия.
А что происходит на рынках других стран?
Увеличивается, пусть и незначительно, спрос на одном из крупнейших и самых динамичных рынков — индийском, но темпы его ниже, чем были в начале года. В других частях Азии, за пределами Китая, наблюдается падение спроса, которое, как мы предполагаем, носит временный характер.
Дополнительный спрос на алюминий ожидается в результате перехода многих производителей воды и напитков с пластиковой бутылки на алюминиевую банку. В целом, по нашим оценкам, положительные тенденции, которые наблюдаются на всех рынках, должны привести к росту спроса на алюминий уже в следующем году.
Во всем мире растет интерес к «зеленым» технологиям металлургии и, соответственно, экологичную продукцию. Как обстоят дела в этой отрасли?
По нашим прогнозам, будет расти спрос на экологически чистую продукцию, а следовательно, и на алюминий, произведенный с наименьшим углеродным следом. РУСАЛ — один из ведущих производителей экологически чистого алюминия в мире, и мы будем только наращивать и развивать предложение продукции под экобрендом Allow. Это уникальный, по сути, продукт: сертифицированно подтвержденные экологические показатели позволяют использовать его производителям конечной продукции с самыми высокими требованиями к снижению углеродного следа.
За границей могут обойтись без алюминия РУСАЛа. Тогда остается российский рынок, на котором компания продает алюминий по ценам выше, чем на LME. Почему бы компании не снизить цены для отечественных потребителей, используя, например, механизм скидок?
Не соглашусь с вами по всем пунктам. История как раз показала, что на мировом рынке обойтись без нашего металла и сплавов очень сложно. Надо всегда помнить и понимать, что мы живем в глобальном мире, экономические и хозяйственные связи в котором формируются годами, если не десятилетиями. РУСАЛ — один из крупнейших производителей алюминия, часть мировой производственной цепочки. Его нельзя просто так исключить из рынка. И это не прихоть РУСАЛа или наших клиентов, просто так работает рынок: чтобы быть конкурентными, чтобы предлагать потребителям лучший товар по лучшей цене, без долгосрочного планирования, качественного сырья и материалов не обойтись.
РУСАЛ — это еще и репутация надежного партнера, которой мы гордимся и дорожим. Несмотря на любые сложные обстоятельства, с которыми нам приходилось сталкиваться, РУСАЛ полностью выполнял все свои обязательства.
Что касается цены — ее формирует рынок, и складывается она из многих составляющих. Мы как глобальная компания не можем игнорировать правила рынка, так как в долгосрочной перспективе от этого не выиграет никто: ни РУСАЛ, ни российские производители. Кроме того, напомню, что, согласно предписанию антимонопольного органа России, мы обязаны выполнять в приоритетном порядке запросы российских клиентов, и от своих партнеров мы никогда нареканий не получали, так как поставляем на отечественный рынок продукцию действительно мирового качества.
Однажды вы сказали, что в России не мешало бы наладить производство алюминиевых автомобилей. Вы по-прежнему так думаете?
Речь шла о мировом тренде, который заключается в увеличении доли алюминия в современном автомобиле. Он легче других материалов, что обеспечивает заметное снижение выбросов углекислого газа при эксплуатации транспортного средства. В нашей стране, где на одну семью все чаще приходится уже по две машины и перед многими регионами стоит задача улучшить экологические показатели, в том числе за счет модернизации городского автопарка, увеличение потребления алюминия в этой области могло бы способствовать решению более масштабной задачи.
В России применение алюминия в автопроме пока гораздо ниже, чем в европейских странах,— почти в два с половиной раза, что прежде всего связано с модельным рядом автомобилей, собираемых в нашей стране. Подавляющее большинство из них — это экономичные автомобили компактного и среднего классов, в которых основная доля используемого алюминия приходится на колесные диски и элементы силовой линии (детали двигателя и трансмиссии).
Другая причина низкой доли российского автопрома в наших продажах обусловлена тем, что, несмотря на огромные мощности по сборке автомобилей, уровень локализации производства алюминиевых компонентов в России остается крайне низким.
Алюминий может быть более востребованным в строительстве, транспортном машиностроении, автомобилестроении, мостостроении, то есть практически во всех областях, от которых зависит качество жизни в наших регионах. Поэтому мы будем поддерживать развитие отечественных компетенций в этих сферах.
Каковы планы РУСАЛа на развитие производства до конца 2019 года и на ближайшие пару лет?
В течение 2019 года мы постепенно восстанавливаем объемы продажи продукции с добавленной стоимостью (ПДС) и достигли 40 % продаж ПДС в общем объеме реализации по итогам третьего квартала по сравнению с 29 % в первом квартале. Ожидаем, что доля ПДС нормализуется в начале 2020 года, по итогам завершения периода контрактации.
Наши планы по строительству Тайшета остаются в силе, Богучанский завод также набирает обороты. БоАЗ мы строим в партнерстве, поэтому строительство второй серии — это предмет обсуждения с нашим партнером.
По материалам газеты «Коммерсант», приложение «Металлургия» от 10 декабря 2019 года