>
>
>
Трудный путь к мировому лидерству: становление РУСАЛа и непростые годы КрАЗа в воспоминаниях красноярских металлургов

Трудный путь к мировому лидерству: становление РУСАЛа и непростые годы КрАЗа в воспоминаниях красноярских металлургов

26.07.2019
0

Вспомнить, как всё начиналось

Новейшая история алюминиевой отрасли России связана со сложными 1990-ми годами. Трудности заключались не только в том, что цены на алюминий сильно упали, металл оказался не востребован оборонной и машиностроительной промышленностью, а сырья было недостаточно, потому что глиноземные предприятия закрывались. Отрасль требовала решений даже на уровне самых простых организационных вопросов: на заводах процветало воровство, а рабочие в цехах могли работать в нетрезвом состоянии.

Хромала трудовая дисциплина, и где уж там решать, как и за счет чего выходить из кризиса? В такой ситуации справился бы только сильный руководитель-стратег, но к управлению, пользуясь нестабильностью заводов, подбирался криминал.

Такой была ситуация и на Саяногорском алюминиевом заводе в соседней Хакасии. Предприятие не охранялось и разворовывалось. Положение на САЗе стало меняться, когда на собрании акционеров в 1994 году был избран генеральный директор предприятия. Им стал 26-летний Олег Дерипаска, начавший, несмотря на свою молодость, серьезные преобразования в производстве и управленческой системе завода. Он опирался в работе на самых лучших и опытных сотрудников и постепенно, начиная с 1994 года, было налажено бесперебойное обеспечение завода сырьем, разрабатывались и вводились планы развития, появилась команда профессиональных управленцев. Бесхозяйственность, отсутствие дисциплины и самое главное — поползновения криминала тоже удалось свести на нет.

В результате именно преобразования на САЗе в тот нелегкий период способствовали началу воссоздания алюминиевой промышленности. Сам завод всего за три года достиг самых высоких производственных и качественных показателей в отрасли.

Становление РУСАЛа

Но чтобы вся отрасль вновь заработала эффективно, достижений одного Саяногорского завода было недостаточно. Олег Дерипаска начинает объединение нескольких предприятий, образуя в 1997 году группу «Сибирский алюминий». Уже в 1998 году она становится единой вертикально-интегрированной структурой с полным производственным циклом и отлаженным сбытом. Компания «Русский алюминий» (в последствии РУСАЛ) возникает в 2000 году.

Материалы по теме
«120 тысяч тонн алюминия в год»: РУСАЛ завершает строительство нового литейного комплекса на БоАЗе
Новейшие технологии, востребованная продукция и жилье для сотрудников

КрАЗ и его история

Среди прочих предприятий в 2000-м году в состав РУСАЛа вошел и Красноярский алюминиевый завод. На любом предприятии, и на КрАЗе в том числе, внедрялись те же принципы, что и на Саяногорском заводе: наводился порядок, повышалась производительность. Но история у красноярского предприятия была в те годы своя.

«90-е годы, начало какого-то непонятного времени, развал Советского Союза, отход от определенных устоявшихся социалистических принципов, переход на рыночную экономику... тяжело переходили мы, конечно. И предприятие тяжело переходило, потому что разрушилось управление, нарушились экономические связи, сопутствующие предприятия начали закрываться. Ощущалась нехватка сырья в какие-то периоды, ограничения в ресурсах, в электроэнергии, — вспоминает Иван Володин, председатель профкома «РУСАЛ Красноярск». На завод он пришел в 1980 году на должность мастера и отработал в производстве 36 лет, став в итоге начальником цеха.

Иван Володин, председатель профкома «РУСАЛ Красноярск»

«Не миновал нас и передел собственности — предприятие несколько раз переходило из одних рук в другие. Но завод работал и даже продолжал развиваться по той причине, что те коллективы, которые были сформированы ещё в советское время, остались. В их числе — руководители, начальники цехов и участков, которые имели большой опыт управления. В некотором смысле эти времена запомнились даже какими-то спокойными для нас, для технарей. Высшее звено интересовал сбыт металла, а влазить в технологию никому и не хотелось. Поэтому мы в коллективах очень хорошо себя чувствовали, продолжали работать», — рассказывает Иван Юрьевич.

Приход РУСАЛа, тем не менее, отразился положительно даже на самых слаженных коллективах. С 2000 года начинается новая эпоха в истории КрАЗа.

«После объединения мы перестали чувствовать недостаток сырья, началось инвестирование в производство, в экологию, а это, конечно, многого стоило. Чтобы понять, как изменилось предприятие в сравнении с 90-ми, достаточно просто зайти на его территорию», — добавляет Иван Володин.

Однако сначала рабочие на предприятии к новому собственнику отнеслись настороженно, вспоминает Владислав Ясинский, начальник отдела катодного производства: «Но коллектив так повели, что никто перехода практически и не заметил, всё работало в той же волне. Никаких недовольств не было».

Владислав Ясинский, начальник отдела катодного производства на КрАЗе

Семья Ясинских — это одна из трудовых династий КрАЗа. До Владислава на завод пришел его старший брат, 30 лет на предприятии проработала супруга, а сейчас работают сын, внук и племянники. Общий трудовой стаж семьи Ясинских на КрАЗе почти 225 лет.

«Дети видели, как мы работаем, какое отношение к нам было на заводе — всегда только почет и уважение, поэтому и сами пошли. Те же 90-е были хоть и трудными, но коллектив стал дружным, и кризис сделал нас только сильнее. То время сплотило и нашу семью, и всех на заводе. Все, кто в других отраслях работали, удивлялись, какая слаженность была на КрАЗе», — говорит Владислав Леонтьевич.

Металлургия стала семейным призванием и для братьев Кощеевых. Максим и Сергей работают на заводе с 1982 года на участках воздухо- и водоснабжения.

Максим и Сергей Кощеевы, мастера участков воздухо- и водоснабжения Красноярского алюминиевого завода

Братья вспоминают, что КрАЗ был островом стабильности в кризисные годы, но так казалось не всем:

«Нас кризис не пугал — мы всегда верили в завод, потому что это не маленькое предприятие, в то время численность составляла 12 тысяч рабочих. Мы никогда не верили в то, что можем остаться за забором и понимали, что алюминий это перспективный металл, который всё больше востребован на рынке. Но не все хотели оставаться на заводе, потому что это было время кооперативов, и люди стали получать в них больше. Всё менялось и пришло к тому, что все кооперативы, частные лавочки отпали, а завод так и продолжал работать. Когда кризис миновал, люди просились на завод, но не у каждого была возможность попасть. До сих пор на наших участках сменность идет только за счёт того, что люди отправляются на пенсию. Так просто сотрудники не уходят, а даже когда наступает пора заслуженного отдыха, приводят дочку или сына».

РУСАЛ и КрАЗ сегодня

Очередным испытанием для компании и всей отечественной алюминиевой промышленности стали санкции 2018 года. Чтобы ограничения не сказывались на производстве, Олег Дерипаска отказался от контролирующих пакетов акций. Это способствовало тому, что сегодня тысячи сотрудников работают на своих рабочих местах, продолжаются социальные проекты, реализуемые в городах присутствия компании, не остановлено развитие, запуск новых производств, научно-технические разработки.

Красноярский алюминиевый завод на сегодня остается вторым в мире по объему выпуска. Он производит 3% всего мирового алюминия и 27% отечественного. Из Красноярска металл отправляется на промышленные производства по всему миру. Сплавы, полученные на КрАЗе, используют лидеры мирового автопрома Toyota, BMW, Сitroen. Без красноярского алюминия не обходится выпуск самой современной цифровой техники. Металл также используют при строительстве самолетов, ракет и космических спутников.

КрАЗ сегодня
Проектная мощность завода — 865 тыс. тонн алюминия; 134,9 тыс. тонн сплавов фольгового качества в год.

В 2008 и 2012 гг. был зафиксирован рекордный показатель производства алюминия — 1 млн тонн.

В производственный комплекс КрАЗа входит 25 корпусов электролиза, 3 литейных отделения, отделение производства анодной массы.
Общая численность сотрудников — 4 300 человек.

КрАЗ работает от энергии Красноярской ГЭС и потребляет около 70 % производимой ею электроэнергии. Крупным поставщиком сырья для производства является Ачинский глиноземный комбинат.

На предприятии беспокоятся не только о выпуске и сбыте металла, но и об экологичности. Завод проходит через масштабную экологическую модернизацию и внедрение в производство новой технологии «Экологический Содерберг», которая позволяет значительно снизить вредную нагрузку на окружающую среду.

«Была проведена большая модернизация нашего завода, вложены громадные деньги компании РУСАЛ в экологическую составляющую. Ситуация кардинально поменялась, если сравнивать то, что сейчас и то, что было 20-30 лет назад. Выбросы уменьшились до самого предела, так как модернизировано газоочистное оборудование, полностью изменена система улавливания и утилизации газов», — рассказывает Иван Володин.

Территория предприятия тоже изменилась, стала чище и зеленее. «Идешь по зеленой аллее, как будто ты и не на предприятии вовсе, а в каком-то парке», — добавляет Иван Юрьевич.

Совершенствуются на КрАЗе и условия работы. Внедряется новая техника, которая не только высоко производительная, но и удобная: «Кабины полностью герметизированы, в них установлены кондиционеры, мягкие кресла, новейшие контроллеры. Люди теперь работают совершенно в других условиях. За эти годы на заводе не раз проводился ремонт бытовых помещений. Везде чистота, порядок, светло и красиво».

Но, как считает металлург со стажем Иван Володин, в этой профессии слишком комфортно не бывает. Как ни улучшай условия труда, какие технологии ни переменяй, работа с металлом — это тяжелейший труд, достойный особого уважения.

Интернет-газета Newslab, фотографии Алины Ковригиной, Ирины Егоровой

Рекомендуем почитать