Весомые факторы
Промышленность Красноярского края — не единственный фактор, влияющий на экологическую обстановку. Год от года в Красноярске все больше автомобилей и частных домов, которые перешли на отопление углем. В связи с этим на первый план выходит проблема бензапирена, основным источником которого являются процессы горения.
Бензапирен — вещество первого класса опасности. Полиароматический углеводород выделяется и при горении сигареты, и при сжигании угля, мазута и других веществ.
Черный список городов
Среди городов Красноярского края лидерами по содержанию в воздухе бензапирена являются Минусинск и Лесосибирск. В 2018 году в первом из них зафиксировали превышение среднегодовых нормативов в 18 раз, а в отдельные месяцы превышение было 90-кратным. В Лесосибирске ситуация немногим лучше — 13-кратное превышение нормативов по итогам 2018 года.
Замыкает тройку «лидеров» Красноярск. Из доклада, опубликованного экологической партией «Зеленые» за октябрь 2018 и 2019 гг., среднемесячная концентрация бензапирена постепенно снижается, но все еще остается высокой.
Вот что по этому поводу пишет член Центрального Совета Российской экологической партии «Зеленые» Сергей Шахматов:
«Наши трехлетние исследования качества атмосферного воздуха в Красноярске показывают положительную динамику снижения среднегодовых концентраций по взвешенным, мелкодисперсной пыли РМ-2,5 и бенз(а)пирену. И это подтверждают более 50 датчиков общественников и ученых (Красноярск.небо, Эковизор и КНЦ СО РАН). Но на наш взгляд, мы только в начале пути. Нам (Красноярску) ещё предстоит стать городом с оптимальным (низким) уровнем загрязнения, и, промисточникам, а так же другим загрязнителям ( в том числе городским властям по мероприятиям пылеподавления). НЕ стоит расслабляться — продолжив наращивать снижение своих ЗВ!».
Чем теплее зима, тем чище воздух
Согласно результатам исследования загрязнения воздуха в Красноярске по бензапирену, которое проводится открытой экологической платформой «Российские зеленые» совместно с Российской экологической палатой, в январе 2020 года в Красноярске не было среднесуточного превышения ПДК по бензопирену. Обнадеживающая статистика совпала с еще одним важным фактом — зима в этом году была значительно теплее предыдущей. Соответственно, уменьшилось общее количество сжигаемого угля — и качество воздуха улучшилось.
Пока решить эту проблему не получается — есть разговоры о переводе частного сектора Красноярска на электроотопление, однако пока речь идет скорее об экспериментальных инициативах. В том числе из-за дороговизны электрического отопления как альтернативе углю.
Генеральный директор компании «Россети Сибирь» Павел Акилин в разговоре с губернатором рассказал о следующем: «Проект очень сложный, но главная наша задача — улучшить экологическую ситуацию в городе, так как всем знаком режим „черного неба“, и, конечно, сделать эту историю доступной для жителей, чтобы это ни в коем случае не было дороже, чем обходится сейчас. Пилотный вариант в микрорайоне Покровка мы сейчас прорабатываем с Юрием Лапшиным и коллегами-энергетиками и, надеюсь, в ближайшее время его запустим».
Кто виноват?
Точка зрения, в которой сходятся и эксперты, и власти — сильнее всего воздух в приземном слое загрязняют транспорт и печное отопление. В конце февраля, когда в Красноярск для решения проблем с грязным воздухом прилетела глава Росприроднадзора Светлана Радионова, среди факторов, которые влияют на состояние воздуха, называли следующие:
- наличие в Красноярске и рядом с ним большого количества домов с печным отоплением;
- транспортная загруженность: на миллионный город приходится 500 тысяч зарегистрированных автомобилей. Это один из самых высоких показателей в стране;
- зависимость состояния воздуха от метеорологических условий, когда при отсутствии ветра город попадает в мировые экологические антирейтинги, а при малейшем потоке воздуха резко очищается.
Разумеется, вклад в проблему вносит и промышленность, но в отличие от транспорта и частного печного отопления, крупные предприятия реализуют крупные экологические программы — например, на КрАЗе внедрили специальный гибридный пек, который показал возможность снижения выбросов бензапирена на 20 процентов. А недавно пошли дальше — заявили о разработках по снижению бензапирена на 60-80 процентов. Промышленники высаживают деревья, устанавливают новейшее оборудование, которое делает производственные процессы экологичнее, непрерывно мониторят состояние воздуха с помощью специальных датчиков — ни автолюбители, ни владельцы малоэтажных домов не могут похвастаться тем же. При этом чаще всего отапливаются частные домохозяйства углем низкого качества из-за соображений экономии.
Пока однозначного решения для бензапиренового вопроса нет, но и власти, и промышленники, и экологи предпринимают шаги, чтобы найти истинную причину «черного неба» и сократить объемы загрязнений. До 2024 года время, безусловно, еще есть, но уже сейчас ясно, что разговоры о промышленниках, как единственных и основных загрязнителей красноярского воздуха, не имеют ничего общего с реальностью.