Откуда в Красноярске грязный воздух?
Во время визита главы Росприроднадзора Светланы Радионовой в Красноярск её сопровождал губернатор Александр Усс, который и пригласил представителей федеральных ведомств в регион: «Мы искренне рады такому вниманию к нашей проблеме и благодарны, что руководители так быстро отреагировали на мою просьбу приехать. Когда видишь проблему собственными глазами, это производит совсем другое впечатление, нежели в сухих отчетах».
По словам губернатора, очевидно, что ситуация в столице края неблагополучная, однако у власти есть четкое понимание и причин экологических проблем, и способов их решения. Но не все меры зависят от местных указаний и не все — под силу региональному бюджету.
«Основные предпосылки для неблагоприятной экологической ситуации возникли еще в 50-60-е годы, когда в Красноярске без учета даже минимальных экологических требований и особенностей рельефа были построены очень многие промышленные предприятия. Часть из них уже закрыта, но многие по-прежнему работают», — отмечает Усс.
Также среди основных причин грязного воздуха:
- наличие в Красноярске и рядом с ним большого количества домов с печным отоплением;
- транспортная загруженность: на миллионный город приходится 500 тысяч зарегистрированных автомобилей. Это один из самых высоких показателей в стране;
- зависимость состояния воздуха от метеорологических условий, когда при отсутствии ветра город попадает в мировые экологические антирейтинги, а при малейшем потоке воздуха резко очищается.
Подтвердила влияние сразу нескольких весомых факторов на качество воздуха в Красноярске и Светлана Радионова:
«Это совокупность факторов: промышленность, транспорт, причем у вас особенно серьезная проблема — большегрузный транспорт. По данным министерства экологии края, 92% большегрузов, которые выезжают на дороги Красноярска, пользуется топливом Евро-0 или Евро-1. Это совершенно недопустимая ситуация, которую мы будем обсуждать с местными предприятиями».
Существенный объем выбросов, по словам главы федеральной службы, также связан с прогревом личного транспорта и простоями машин на светофоре.
Что делать с грязным воздухом?
Для улучшения экологической ситуации краевая власть намерена реализовать несколько различных мер, которые условно можно поделить на две группы: резервы первого порядка и масштабные финансовоемкие проекты.
Одно из оперативных решений, обсуждаемое в ходе визита в Красноярск главы Росприроднадзора, — объединение государственной и краевой систем мониторинга воздуха. Также присоединиться к объединению предложено крупным предприятиям, которые проводят замеры собственных выбросов. Совокупность данных поможет объективно оценивать экологическую ситуацию и видеть реальный вклад каждого загрязнителя любому горожанину — и домохозяйке, и профессиональному экологу.
К этой же группе мер можно отнести действия предприятий, направленные на снижение выбросов и такие мероприятия как, например, закрытие малоэффективных котельных в Красноярске.
«Мы можем как угодно относиться к предприятиям-загрязнителям, но они начали двигаться в направлении снижения выбросов. Те производства, которые всё ещё нуждаются в технологической модернизации, должны с этой работой серьезно ускориться. По старинке чадить в атмосферу города им уже никто не разрешит. Кроме того, за один год у нас было закрыто 7 малоэффективных котельных, а до 2024 года мы должны закрыть всего 35 котельных», — рассказал Александр Усс.
К масштабным мерам, способным кардинально изменить ситуацию, относятся строительство метро, реализация комплексного плана экологического оздоровления и газификация краевой столицы.
«Нам был выделен миллиард на актуализацию схемы метро, и в настоящее время подрядчик зашел с проектом в Главгосэкспертизу. Второй момент — подготовка по указанию президента Владимира Путина комплексного плана экологического оздоровления Красноярска. К сожалению, ряд наших заявок в этот план пока не одобрены (в частности, снос ветхого жилья с печным отоплением, строительство нескольких развязок и обновление общественного транспорта), но надеюсь, что новый состав правительства вернется к этой теме», — отметил глава региона.
Что касается газификации, то край сделал всё, что от него требовалось в этом вопросе: разработана и утверждена генеральная схема газификации; создана комплексная программа потребности края в газе.
«Совещание, которое собрало воедино все представления по этому поводу, состоялось в Москве осенью 2019 года. Поэтому надеемся, что окончательное решение скоро будет принято», — добавил Усс.
Чем Красноярску поможет Росприроднадзор?
По словам Светланы Радионовой, смотреть на город ведомство отныне будет под лупой.
«В вашем городе, наверное, самая большая и сложная экологическая проблема, которая на сегодня обозначена, и она должна решаться комплексно. Какие бы сейчас цифры не называли, какие бы действия здесь не делали, мы будем смотреть на этот город под лупой. Каждое мероприятие, которое должно быть профинансировано, должно доказать свою экологическую эффективность. Пустых трат не будет. Мы не будем заниматься популизмом. Мы будем заниматься тем, чтобы реально стало лучше», — сказала она.
Что касается конкретных мер, то, во-первых, Росприроднадзор намерен получить к концу текущей недели собственные данные о состоянии воздуха в Красноярске. Сейчас в городе работает лаборатория ведомства, которая покажет не только общий уровень загрязнения, но и объективность информации, которую передают местные источники и предприятия.
Кроме того, предприятиям-загрязнителям выдвинут ряд требований и предложений, чтобы добиться от нихполной прозрачности:
«Я не выбирала день, в который приеду в Красноярск, но люди писали мне, что предприятия намеренно снизят нагрузку на это время. Я намерена с ними об этом дискутировать. Если такие манипуляции имеют место, я буду делать всё, чтобы лишить предприятия Красноярска такой возможности. И если им нечего скрывать, они меня услышат. А если нет, то мы найдем стимулы».
Как отметила Радионова, в полной мере воздействовать на загрязнителей пока не дает несовершенное экологическое законодательство и недостаточно высокие штрафы, но по итогам визита в Красноярск глава надзорной службы готова выйти с соответствующими предложениями в Министерство природных ресурсов РФ. «Правонарушения в экологии — это должно быть стыдно и дорого», — подчеркнула она.
По итогам визита достичь договоренности с красноярскими предприятиями, в том числе теми, которые подчиняются федеральному центру, удалось мирным путем. Никто из них не высказал возражений на предложение открыть свои системы мониторинга для Росприроднадзора и Росгидромета. Также на производствах могут быть установлены лаборатории федеральных служб. Это позволит четко понимать, где и какие выбросы происходят и как с этим бороться.
Теперь в течение недели производственники получат обращения от Росприроднадзора. Затем в ведомстве будут собирать и обрабатывать ответы предприятий. Если кто-то не захочет открывать данные для служб и общественности, придётся дать письменное пояснение, с чем это связано. А уже в пятницу Светлана Радионова намерена опубликовать на своих страницах в соцсетях данные установленной сейчас в городе федеральной лаборатории.
Интернет-газета Newslab, фото: Олег Кузьмин