Отвечая в форуме на вопрос по спектаклю «Странная миссис Сэвидж», вдруг сформулировала то, что уже давно саднило в мыслях, как заноза. Почему в нашем ТЮЗе в последнее время что ни премьера, так непременно под флагом какого-то прорыва?
Наверное, началось это в прошлом сезоне с «Маленького принца». Глава края дал на ту постановку щедрую сумму. Сначала речь шла о полутора миллионах рублей, потом откуда-то всплыла сумма в три миллиона. Да бог с ними, с деньгами. В театре им. Пушкина полтора-два миллиона — обычная сумма для большой сцены. В оперном спектакль стоит еще дороже. Театр вообще искусство дорогое, простите за банальность. Удивило другое — постановщик «Маленького принца» худрук ТЮЗа Андрей Няньчук еще до премьеры начал во всеуслышанье заявлять, что мы, мол, всем покажем. Видимо, на фоне прошлых неудач театра под его руководством возникло стремление как-то реабилитироваться. В иные, закулисные мотивы, как удалось получить столь значительную сумму театру-аутсайдеру, вдаваться не будем.
Ну, показали. Подробнее об этом спектакле — в рецензии. Но обещанного прорыва не произошло, что Няньчуку популярно объяснили критики — сначала на краевом фестивале, потом на региональном фестивале детских театров «Сибирский кот». Пафосу немного поубавилось. Но ненадолго.
Уже в нынешнем сезоне об очередном прорыве в ТЮЗе заговаривали дважды. Сначала накануне премьеры «Двенадцатая ночь — тринадцатое утро…», теперь вот «прорывались» со спектаклем «Странная миссис Сэвидж». Но все эти попытки — как-то мимо цели. Возможно, еще и потому, что ни о каких существенных переменах в театре говорить не приходится. Все эти спектакли сделаны в привычном тюзовском ключе — плоско и однолинейно, практически нет глубины проникновения в материал. Все крайне поверхностно — режиссура, актерские образы, художественное оформление.
«Странная миссис Сэвидж» смотрится как некоторое исключение за счет участия в нем народной артистки России Ларисы Малеванной. Но тут палка о двух концах — на контрасте с ней уровень и возможности ее партнеров выглядели особенно удручающе. Как бы искренне ни старались они приблизиться к ее мастерству, чудес не бывает. И сколько времени еще понадобится, чтобы реанимировать этот театр — вопрос открытый и больной.
И все же, на мой взгляд, подвижки есть. Конечно, все заявления о «прорывах» можно воспринять как пиар-ход, и не более того. Но почему-то ни один театр края не декларирует ничего подобного. Даже Красноярский музыкальный театр, хотя он тоже переживает сейчас не лучшие времена. А значит, как мне кажется, внутри самого ТЮЗа сегодня есть острое ощущение творческой неудовлетворенности. Как знать, может, сама труппа, наконец, преодолеет свою застарелую инертность и дозреет до логической кадровой революции?
Елена Коновалова, фото Андрея Минаева (спектакль «Странная миссис Сэвидж»)