Главная
>
Статьи
>
Культура
>
The Hurt Locker - Домашний кинотеатр

The Hurt Locker - Домашний кинотеатр

16.06.2009
11

Новый фильм прекрасной Кэтрин Бигелоу («На гребне волны», «Странные дни», «Вес воды») — как точно перевести название, я, прямо сказать, теряюсь; в наш прокат это хотели запускать под названием «Повелитель бури», но потом передумали (в первую очередь — кажется — на счёт запускать).

Фильм про будни отряда саперов в Ираке просто сметает к чертям — там первые десять минут такие, что едва ли не забываешь дышать; дальше становится чуточку полегче, но не сильно. Это такие два часа концентрированного саспенса. В принципе, разминирование бомбы — это само по себе концентрированный саспенс, а тут этим весь фильм занимаются. Вообще, с какой-то точки зрения даже и хорошо, что его в кино у нас не показывали — в кинозале такое напряжение вообще непонятно как выдерживать.

Несмотря на то, что кино про довольно болезненную тему Ирака, Бигелоу непостижимым образом удерживается от какого-то политического высказывания. (Впрочем, для внимательных на эту тему в фильме есть секретный бонус-трек — музыка, что звучит внутри фильма в отрыве от собственно сочиненной для фильма музыки, в трёх из четырёх случаев принадлежит группе Ministry, чьи последние несколько альбомов известны своей яростной анти-бушевской позицией). Её кино вышло немного про другое. Это, с одной стороны, такой производственный фильм о трудовых буднях, немного космических. Сапёры выползают на разминирование в огромных защитных костюмах, будто в скафандрах, и бредут по выжженой пустынной земле, похожей на ландшафт какой-то чужой планеты - то есть, метафора столкновения разных миров только подчеркивается всем этим ландшафтом.  С другой, тут ясно читается любимая бигеловская история о мужиках, до невозможного подсевших на адреналин. 

Причём фильм почти гениально уходит от любых клише фильмов про войну — когда главный герой вдруг бросается в такой чисто киношный гуманизм и потом пытается этак по-рэмбовски, в одиночку и с большой пушкой разрешить ситуацию, всё выворачивается совершенно не в ту сторону, какую ожидаешь. Нет здесь и попыток как-то обелить сторону противника — арабы тут большей частью представлены анонимными чёрными фигурками, которые торчат на безопасном расстоянии, внимательно наблюдая за тем, подорвётся ли этот придурок в очередной раз или всё же не подорвётся.

Ну, и с третьей стороны The Hurt Locker получился примерно о том же, о чём и другой великий фильм о войне, «Лодка» Вольфганга Петерсена. Не про то, кто прав, а кто виноват, и не про то, что ах, война, что ж ты, подлая, сделала. Он про то, что война — это такая безостановочная жуткая рутина, методично стачивающая в крошку всё человеческое в человеке, и ей наплевать, готов ты к этому или не готов, устал ли ты или не устал, и вообще в каком ты настроении. Мощная, неженская совершенно вещь. Высший класс.

С.М.

Рекомендуем почитать