Главная
>
Статьи
>
Углубляемся во тьму, усваиваем уроки, бьёмся до конца и желаем побольше свободы

Углубляемся во тьму, усваиваем уроки, бьёмся до конца и желаем побольше свободы

08.06.2006
1

Tool
«10000 Days»
2006, Volcano

Пятилетки молчания между альбомами очень сильно вредят арт-металлистам Tool. И дело тут не в том, что за пять лет может полностью смениться музыкальная ситуация или нарастёт новое поколение молодых да борзых конкурентов – просто за это время каждая предыдущая работа группы принимает в глазах их чрезмерно рьяных поклонников чуть ли не статус божественного откровения. Нарочито-таинственный, многослойный и почти что эзотерический вид арт-металла, свойственный Tool, даёт немало возможностей для увлеченного отыскивания скрытых смыслов и значений, как в музыке, так и в текстах. В конце концов, мы говорим о группе, которая называет песни в честь древнеегипетских божеств и в интервью выражает восторг по поводу того, что музыкальный размер их композиции соответствует одному из звеньев математической последовательности Фибоначчи. Так что в результате при выпуске каждого нового альбома Tool приходится в первую очередь конкурировать с самими собой, что с каждым разом становится делом всё более сложным, ведь избегать страшной напасти – «звучать, как Tool» – им удаётся всё хуже. На первый взгляд, “10000 Days” действительно звучит точь-в-точь, как и раньше – всё те же монументальные композиции по 7-10 минут минимум, всё те же затейливые ритмические рисунки, всё тот же рокочущий виртуозный бас и потусторонние, извилистые гитарные линии, то снующие змеями в пустом пространстве между басом и ударными, то собирающиеся в иссиня-черные грозовые тучи. Сходство доходит до того, что в нескольких композициях вдруг всплывают ходы и партии, использованные десять лет назад – так, в середине яростного монолита “Rosetta Stoned”, наиболее жесткой композиции на альбоме, вдруг появляется проигрыш, словно целиком заимствованный из старой вещи “Third Eye”. Однако, к счастью, изобретательность Tool не останавливается на самозаимствованиях – просто в этот раз у них получилась очень закрытая, трудная пластинка, которая открывает свои прелести слушателю медленно, как будто бы неохотно. Tool ещё сильнее углубились куда-то во тьму внутри себя – их металлическая атака более не рушится на слушателя бетонной стеной, а скорее оплетает его и увлекает куда-то вслед за собой. Идти туда, конечно, боязно, но Tool могут показать нам удивительные вещи, скрывающиеся в этой тьме. Например, совершенно потрясающий 17-минутный диптих “Wings for Marie/10000 Days”, посвященный покойной матери вокалиста Мэйнарда Джеймса Кинана, получившийся самой проникновенной вещью за всю историю группы, или неожиданно прямолинейную вещь “The Pot” с прекрасным вокальным вступлением Мэйнарда, которое позже подхватывается изысканной басовой партией. В принципе, ждать альбом подобной стати пять лет – вовсе не предел; такие весомые вещи должны вызревать медленно.

 

Pearl Jam
«Pearl Jam»
2006, J Records

Pearl Jam, конечно, заслуживают безграничного уважения за то, что они оказались единственными героями гранджа, кто сумел прорваться в новое столетие. Однако их попутное превращение из коллектива яркого, страстного и праведного в скупую и немногословную хард-рок-банду слегка подпортило дело – практически каждый из альбомов Pearl Jam со времен “Yield” был полностью отдан вполне классическому, но суховатому и предельно серьезному року в духе 70-х. Три года назад, когда группа выпустила сборник би-сайдов и редкостей “Lost Dogs”, стало неожиданно ясно, что политика сдержанности была намеренной – на вещах, не вошедших на номерные альбомы, Pearl Jam звучали лихо, отвязно и порой попросту весело. Поняв всю абсурдность ситуации, при которой сборник неизданного оказывается едва ли не лучшим альбомом группы (как и получилось в случае с “Lost Dogs”), Pearl Jam явно приняли меры, и в результате появилась эта безымянная пластинка – самая яркая, энергичная и драйвовая работа группы со времен альбома “Vs”, вышедшего 13 лет назад. Pearl Jam как будто впервые за много лет позволили себе по-настоящему расслабиться – в звуке добавилось приятной гитарной «грязи» и лихой бесшабашности. Эдди Веддер перестал петь так, словно он выступает на серьезной конференции, и завыл по-настоящему, от души – он легко переключается с резкого скрипа в панковски резвой “Big Wave” на проникновенный баритон в лиричной “Gone”. “Life Wasted”, “World Wide Suicide”, “Army Reserve”, заключительный эпический аккорд “Inside Job” – всё это заслуживает своего места среди лучших вещей Pearl Jam. Похоже, 15 лет, прошедшие со времен дебютного “Ten”, так и не сумели потушить пылающий костер в сердце Pearl Jam. Приятно осознавать это.

 

Ministry
«Rio Grande Blood»
2006, 13th Planet Records

Если кому и есть смысл благодарить Джорджа Буша-младшего за его два срока в президентском кресле, так это поклонникам группы Ministry. Даже сам Эл Юргенсен признавался в интервью: «Когда в Белом доме сидит демократ, я пишу стрёмно», ссылаясь тем самым на период президентства Клинтона, совпавший с самым неудачным периодом творчества Ministry. (Хотя если вам, по какой-то необъяснимой причине, интересно моё мнение, то альбом 1996-го года “Filth Pig” есть одно из величайших их творений). Деятельность Буша-младшего на посту президента пробудила в Юргенсене задремавшую было творческую ярость – за последние три года он не только записал целых три альбома Ministry (не считая сборника ремиксов и редкостей “Rantology”), но и возродил свой побочный проект Revolting Cocks. Юргенсен, похоже, действительно очень зол на нынешнего президента – с каждым новым альбомом градус музыкальной лютости Ministry становится все крепче. Если предыдущий опус “Houses of the Mole” звучал, как арии безжалостных киборгов-убийц, готовых рвать и метать, то на “Rio Grande Blood” эти киборги-убийцы маршируют по стране, уничтожая всё живое на своём пути. Каждая песня – как бомба с напалмом; позади остаётся только выжженная земля. Впрочем, есть одно небольшое замечание – при такой плотности огня в процесс непременно должна была вкрасться некоторая монотонность, и “Rio Grande Blood”, увы, грешит этим. Однако как минимум половина треков этого альбома – Ministry в лучшем виде, например, “Senor Peligro”, “Palestina” или “Fear (Is Big Business)”. Особенно хорошо Ministry удалась заключительная монументальная композиция “Khyber Pass”, украшенная бессловесным восточным вокалом певицы Лиз Константин – всё-таки Ministry очень идёт, когда они вдруг сбавляют темп посреди непрекращающегося шквального обстрела. Недавно Юргенсен сообщил, что следующий за “Rio Grande Blood” альбом, получивший название “The Last Sucker”, станет прощальным для группы. Что ж, судя по тому, что Ministry творят на “Rio Grande Blood”, они планируют покинуть поле боя, не прекращая сражаться.

 

Кровосток
«Сквозное»
2006, Feelee Records

Цинизм, нигилизм, по**изм, онанизм, минимализм – похоже, в стане прошлогодней рэп-сенсации «Кровосток» не изменилось ровным счетом ничего. Они по-прежнему люто бескомпромиссны и непочтительны ко всем и вся, и это по-прежнему дико смешно. Обещанные предупреждающей наклейкой сцены насилия и порнографии имеются в изобилии – смачно живописуются будни каннибала («Жареные ляжки лыжника с картошечкой и лучком дают любому фаст-фуду вперёд сто очков»), бандитские разборки прямо на дому («Я выстрелил от пояса, Вача стоит, где стоял, вот только головы на плечах уже не заметно»), сцены секса («Извивается, стонет, кормой подмахивает, она сильно на Бритни Спирс смахивает»), и так далее и тому подобное. Правда, в этот раз музыкальная составляющая стала куда более разнообразной, нежели на дебютной пластинке «Реки крови» – вместо намеренно примитивного бита здесь имеются вполне вкусные и интересные аранжировки, так что «Кровосток» теперь уже вполне можно слушать и с музыкальной точки зрения. Читка, впрочем, осталась всё такой же – пофигистской и намеренно не попадающей в бит. И вот еще что – теперь к обычным для «Кровостока» темам насилия и порнографии добавился изрядный пласт меланхоличного философствования. Так, лирический герой песни «Приснилось», тот самый, что стрелял в Вачу с пояса, прежде чем встрять в эту лихую ситуацию, почти две минуты меланхолично перечисляет обычные свои действия в течение дня («Сходил в душ, поговорил по телефону, поел колбасы, посмотрел новости, накатил в исступлении триста самогону, приснился покойный клоун Никулин, сильно злой на цирковом манеже»), а для другого героя поводом для размышлений о своей жизни становится утренний поход в поликлинику с целью сдать анализ кала. Есть и откровенно философская вещь «Простые слова» – возможно, лучшая на альбоме. Довольно смешно, что проект, задуманный в качестве феерического глумления, постепенно становится едва ли не лучшим отечественным рэп-коллективом.

 

Город 312
«Вне зоны доступа»
2006, Real records

Ну да, этот альбом назван в честь одной из двух самых известных песен «Города 312», вошедшей в саундтрек дико популярного фильма «Питер FM» – как, казалось бы, оно и должно быть. Однако выясняется интересный факт – вообще-то это переиздание прошлогоднего дебюта «Города 312», который носил куда более впечатляющее название «213 дорог». Причём переиздание это, что называется, переработанное и дополненное – песни выстроены в совсем другом порядке, какие-то вещи исчезли, какие-то появились. Причины подобной перелицовки, в общем, настолько же понятны, насколько не очень приятны – шоу-бизнесу ведь не до миндальничания с дебютантами, надо на них деньги делать. Однако ирония ситуации в том, что самые раскрученные вещи «Города», «Останусь» и «Вне зоны доступа», в поисках которых покупатели и сцапают альбом, скорее нетипичны для группы, нежели представляют ее во всей своей красе – в целом «Город 312» куда жестче и, чего уж там, интереснее, чем эти масштабные заказные баллады. Резковатый гитарный рок с легкой примесью фанка – не самый неожиданный и изобретательный вариант, конечно, но «Город 312» берёт настоящим, нешуточным драйвом и легкостью подхода. Им совсем не в падлу пойти на поводу у массовых тенденций и забацать посреди альбома парочку гитарных «чартово-дюжинных» боевичков, вроде «Весны» или «Территории» (в которой, несмотря на всю ее конъюнктурность, пару раз мелькает призрак, страшно сказать, System of a Down) – надо, значит, надо. Им всё равно явно интереснее врубать гитару погромче – достаточно послушать «Пружину», или «Гипноз», или роскошную «Поговори со мной», чтобы понять, что из парней (и девчат) вполне может получиться феноменальная концертная команда. Хорошо бы им предоставили побольше творческой свободы и не пытались так активно подогнать под стандарты, – глядишь, и получились бы из них в конце концов кто-нибудь вроде русских Red Hot Chili Peppers. Чем чёрт не шутит.

Иванов-Ножиков

 

Иванов-Ножиков, человек с магнитофоном в голове

Диски для обзора предоставлены магазином «Погружение»
• пр. Мира, 89, тел. (3912) 22–23–83;
• Магазин «Колизей» — пр. Красноярский рабочий, 89, тел. (3912) 34–84–74
• Магазин «Колизей-2» — ул. Взлетная, 2, тел. (3912) 54–13–31

Рекомендуем почитать