Главная
>
Статьи
>
Галковский о Красноярске

Галковский о Красноярске

10.08.2009
23

Дмитрий Евгеньевич Галковский посвятил три поста в своем блоге посещению Красноярска.
Возможно, некоторые сибиряки с чересчур «заквашенным» чувством патриотизма обиделись на известного писателя за некоторые высказывания о Красноярске.

Примеры: «С точки зрения архитектуры в Красноярске смотреть нечего, город это никакой».

«Там стоит часовня и крест, с которого якобы начался Красноярск. Выглядит довольно нелепо и невыразительно. У новодельной часовни дежурит аккуратный нищий в пыжиковой шапке, ни к селу, ни к городу торчат фонари и урны, чуть пониже поставлена современная пушка. Тоже микросалат, причём из-за могильного креста довольно мрачноватый».

Дмитрий Галковский«В городе много решёток на окнах. Настоящих решёток — тюремных. Ничего не замаскировано. Типа чего там. Тюрьма она и есть тюрьма». И т.д.

Однако, многое подмечено верно, обаятельно, с юморком. Меня вообще ничего не задело. Только порадовало. Так про нас и надо: со смехом, но правду.

Дмитрий Евгеньевич, похоже, мужик незлой, легкопишущий, игривый (понятно, откуда у Сани Силаева ноги растут). Глаз опытный, видит самое колоритное и главное, подмечает остро и описывает кратко и точно, буквально двумя-тремя словами, точностью убивает наповал.

Ну, вот к примеру:
«Но — музыка в гипермаркете такая: после пары итальянских „о соля миа“ запузырили РЕКВИЕМ. Неплохо, да? Мол, ты, чел, пришёл за покупками, то-сё, трали-вали. А ведь подумай — всякое может быть. И вообще, и в Восточной Сибири — в частности».

А, как вам это «запузырили»?

Третий пост менее интересен, второй целиком посвящен Астафьеву. Здесь уже много фирменного бреда «от галковского» с примесью бесконечных его фантазий про англичан, евреев, крестьян, Казакистан и пр. Мне такое всегда скучно читать. Такой ерунды я могу выдавать в день по штуке со всеми обоснованиями, а какой-нибудь, скажем, Евгений Эдин и по три глобальных версии в день «под галковского» выдаст. Да и у Саньки Силаева их хоть сачком отлавливай, хоть из пулемета бей — всех не переловишь и не перестреляешь.

Если ж Дмитрий Галковский выдает нечто более реалистичное (там выше есть, про то, что Красноярск — колония, которая могла бы и сама прекрасно жить, не отдавай она деньги центру, что каждый регион должен жить на то, что сам зарабатывает и т.д.), так это и без него всякая собака знает. И всегда знала.

Про Петровича (и про советскую писательскую систему в целом) все же много правды.
«Виктор Астафьев это заслуженный „советский писатель“, такие люди в СССР пользовались большим влиянием, причём не по епархии общественной жизни (таковой почти и не было), а как государственные чиновники. Местные власти с ними считались, иногда побаивались. Писатель всесоюзного ранга мог телефонировать в Москву, имел собутыльников среди членов ЦК, иногда прямой выход выше. Писателей-„региональщиков“ часто выбирали из местных кадров, и это очень узкая область, где русские имели преимущество перед нацменами. Таковы Шолохов, Залыгин, Астафьев, Белов, Распутин, Солоухин. В столицу им переезжать не рекомендовалось, там они вступали в конфликт с местной нацменской номенклатурой, и их ранг понижался. Они бегали со значками „Памяти“, женились на еврейках и т.д. и т.п. Начинался карнавализьм. А в родном крае это были глыбы на уровне секретаря обкома. С ними считались, их привечали.

Но остальное — мамочки мои! — ахинея несусветная. Дмитрий Евгеньевич просто не знает, о чем говорит.

Астафьев же… Его потолок 1956 год. Он на этом уровне замер. Стоп-машина.»

Это что? С чего он это взял? Астафьев до девяностых годов почти не писатель, а так, литературный карьерист, с трудом, зубами, когтями и нервами вползающий в русскую литературную систему. Только войдя туда и почти потеряв все самоутвержденческие устремления, Петрович стал писать, так, как научился и как ему всегда хотелось.

Сравнение же Астафьева и Аксенова в пользу последнего — для меня просто волюнтаризм какой-то. Просто потому, что Аксенов — писатель намного слабее Астафьева, куда бы он там не эволюционировал и не развивался (я совсем Петровича не идеализирую, писателишка он тоже весьма средний и значение его в Красноярске преувеличено в десятки раз, но Аксенов еще хуже. Гораздо.)

Не понимаю, почему Петрович, стриженный как зек, на фоне избы — это ложь, а Аксенов в американских штанах и майке с надписями, очки темные на морде — это правда и эволюция. Тут уже я готов впасть в патриотизм самой зловонной заквашенности: мы все — люди, одна земля у нас под подошвами, и Сибирь ничуть не плоше Америки или Европы, пусть возможно мы отстаем, и глупее, и менее образованны. Но мы есть и мы такие. И у людей здесь свое сознание, сибирское, которому тот же Астафьев мил. Пускай даже мы и ошибаемся.
Нет, тут, как и почти везде, Дмитрий Евгеньевич — печальная жертва своих собственных выдумок.

Автор — первая жертва своих творений. Это хорошо. И это правильно.

Дмитрий Галковский в ЖЖ.

Антон Нечаев

Рекомендуем почитать