В своем блоге я неоднократно обращался к экологической тематике. Всех сообщений, так или иначе связанных с окружающей средой, и не перечислишь. Пожалуй, сходу на ум приходит хит «Дышите, не дышите» о качестве воздуха в Красноярске. Ну и, конечно, научное кафе «Экология & Environment», которое закрывало весенний сезон наших посиделок.
Окружающая среда и ее изменение под влиянием деятельности человека — одна из наиболее популярных тематик и для научных исследований. Случайно или по сговору, но в своих свежих выпусках журналы-конкуренты Science и Nature делают упор на «экологию».
Специальный выпуск журнала Science на этой неделе посвящен захоронению углерода. Дискутировать про глобальное потепление можно долго. Но суть остается следующей. Сжигая ископаемые топлива, мы выбрасываем в атмосферу углекислый газ. Углекислый газ вызывает парниковый эффект. В результате растет средняя температура на Земле.
В качестве одной из мер борьбы с этим предлагается закачивать углекислый газ обратно под землю. Кстати, чаще всего закачивают его в нефтяные месторождения, чтобы повысить выход нефти. Так что у такой закачки может быть и некий практический смысл. Сейчас в мире действуют или в стадии планирования двенадцать подобных проектов. Если все они заработают прямо сейчас, то за год смогут закачать под землю 13 миллионов тонн углекислого газа. Много это или мало? Если сравнить со всеми выбросами человека — это всего 0,2%. Я достаточно скептически отношусь к тому, что такие меры могут предотвратить или остановить глобальное потепление. Но если рассматривать это как один из источников более эффективного использования нефтяных месторождений — почему бы и нет.
А вот на страницах Nature появилась работа, которая будет широко обсуждаться в ближайшее время. Группа ученых, в числе которых многие известные экологи, представляет свое видение тех границ, в рамках которых человек может воздействовать на планету без существенных последствий для ее состояния.
Для начала авторы выделяют девять подсистем, от которых зависят жизнь и человека, и всей биосферы. Затем для каждой из этих подсистем они определяют допустимые пределы воздействия. И, наконец, оценивают, насколько нынешние воздействия соответствуют этим пределам. Для трех подсистем человек уже нарушил допустимые пределы. Климат, глобальный цикл азота и биоразнообразие видов на Земле — вполне возможно, что деятельность человека привела к необратимым изменениям в этих системах. Другие планетарные процессы также на грани необратимых изменений. Есть два параметра, которые авторы в принципе затрудняются оценить — это глобальное химическое загрязнение и «запыление» атмосферы. Но, скорее всего, и с ними не все в порядке. Насколько эти оценки близки к реальности? Авторский коллектив более чем серьезный. Сотни и тысячи научных подтверждений изменений в окружающей среде складываются в картину глобальных нарушений.
Другое дело, что все изменения, происходящие на планете, оцениваются по отношению к ее состоянию в течение последних 10000 лет. Именно этот период времени, известный как Голоцен, отличается постоянством условий на Земле. Такое постоянство во многом предопределило бурное развитие нашей цивилизации. До этого бывали времена и пожарче. Бывало, и виды вымирали не менее массово. С помощью ли человека или сама по себе, но сейчас Земля тоже меняется. Так что решение экологического кризиса — это совсем не воплощение лозунга «назад к природе». Это, скорее, наоборот — вперед, к полному контролю над состоянием планеты.