Итак, буквально с завтрашнего дня курильщики нашей страны посмотрят на свою вредную привычку по-новому: завтра на прилавках должны появиться пачки сигарет, на которых 30% площади будет занято грозными надписями: «Курение убивает», «Курение — причина рака легких», «Курение может вызвать бесплодие» и другие.
Помню, как несколько лет назад знакомый в качестве сувенира привез мне из зарубежной поездки пачку сигарет, «украшенную» иллюстрацией с гнилыми зубами: при извлечении сигареты возникало неприятное ощущение, словно вытаскиваешь ее не из картонной упаковки, а изо рта заядлого курильщика. Тогда идея создания «кричащей» упаковки показалась мне весьма разумной. Хотя, если верить зарубежным социологам, запрет на курение в общественных местах чаще оказывается более эффективным способом: людям легче смириться с неприятными картинками (на пачку ведь можно и не смотреть), чем с необходимостью каждый раз под угрозой штрафа выискивать «безопасное» местечко для перекура.
Прошлым летом в Японии я воочию убедилась, как высокие цены на сигареты и ограничение мест для курения снижают число приверженцев вредной привычки. Средняя цена пачки сигарет там составляет 300 йен (что в пересчете составляет примерно 90 рублей). Японские студенты говорят, что это дорого, поэтому проще не курить. Я не видела курящих ни на вечеринках, ни в барах, ни в парках. Пару раз люди с сигаретой встречались мне в городском центре — но это действительно было редкостью, именно поэтому они и привлекли мое, отвыкшее от подобных картин, внимание.
И вот, собственно, конкретные действия по предотвращению курения добрались и до нас. Однако данные соц.опросов неутешительны: почти три четверти респондентов, высказавших свое мнение на одном из новостных сайтов, сочли, что крупный шрифт предостерегающей надписи никакого эффекта не даст. Ведущий научный сотрудник Института социологии РАН Леонид Бызов полагает, что такие показатели отражают реальное отношение населения к антитабачным кампаниям: «Заядлые курильщики такие надписи не читают, поэтому ждать большого эффекта от этих правил не стоит. Помочь в борьбе с табакокурением надписи смогут только в отношении людей, у которых еще не сформировалась пагубная привычка». По мнению Бызова, новое оформление пачки сигарет скорее направлено на создание негативных рефлексов у молодежи.
Нельзя не оценить желание Минздрава предпринять хоть какие-то меры по борьбе с курением: сегодня в России около 40% курящих (и это — только активные курильщики). Однако что-то подсказывает мне, что проблему эту нужно решать иначе, воспользовавшись опытом зарубежных стран: а то у нас отчего-то даже страшные иллюстрации на пачках печатать не стали, словно сами в душе понимали, что эффект будет невысок. Что же до ограничения общественных мест, где разрешено курение — разговоры об этом ведутся, но только на региональном уровне, и пока неясно, насколько осуществимы будут идеи отдельных энтузиастов наверху.
Интересно мнение курящей аудитории блога: расскажите, какие меры на государственном уровне могли бы склонить вас отказаться от курения? И какая сумма за пачку сигарет могла бы ограничить вашу привычку?
Ольга Дарсавелидзе