Вспомнил еще одну историю на тему долевого. Продавая квартиры, застройщик указывал в договоре количество метров «в осях здания». Приходит покупатель смотреть построенную квартиру, а там из обещанных 250 метров недостает 50. Застройщик ему указывает: «ты неправильно измеряешь, надо мерить по осям здания, тогда получается как раз 250». Судья такой методики тоже не поняла и взыскала разницу.
В ответ застройщик неожиданно заявил иск о расторжении договора в связи с отсутствием оплаты. Представил аудиторское заключение, что денег по приходным ордерам в кассу не поступало. Дальше дело запутывалось ещё больше. Суды о признании права собственности длились 5 или 6 лет. Учредитель строительной фирмы оспаривал сделку по продаже квартиры как крупную и несогласованную с ним. Между тем, по ходу дела застройщик тайно перерегистрировался в Хакасии и ликвидировался. А квартиру переоформил на подставное лицо. Со второй попытки суд право собственности признал за покупателем. Дело о мошенничестве на застройщика было отправлено в суд.
Поражает беспечность людей. Чем выше цена вопроса — тем меньше внимания к деталям. Когда среднестатистический потребитель покупает унитаз, он вынесет продавцу весь мозг. Час будет его выспрашивать про все характеристики и в итоге заявит, что его вариант не устраивает. Когда речь идет о квартире, машине или бизнесе, документы часто подписываются не глядя.
Продолжая тему недвижимости, вот другая история. Заведомо «тухлый» вариант с покупкой квартиры через переселение в деревню все равно находит желающих.
К примеру: покупатель из города, пусть будет Мария, находит потенциального продавца, скажем, Василия, который живет в хорошей квартире, но якобы мечтает жить в Простоквашино. Мария мечтает жить в квартире Василия и потому продает свою жилплощадь. Вместе с Василием они выбирают в деревне дом, который и покупает Мария для Василия, она также отдает ему деньги за его квартиру, получает ключи, заселяется, делает ремонт.
Один только нюанс: квартира на Марию еще не переоформлена. Какие-то там документы надо подсобрать, говорит Василий, — мошенники всегда так говорят. И ход с передачей ключей вполне для них традиционный. Но нашим людям не терпится, достаточно перед носом позвенеть ключами и они бегут закапывать свои пять сольдо.
В итоге этой истории у Василия неожиданно (без участия Марии) появился ребенок и органы опеки, которые не разрешили продажу квартиры, потому как не видели высшего смысла в переезде ребеночка в деревню. Мария, понимая, что её надули, подает на Василия в суд, на квартиру налагается арест. И тут гуманный законодатель вводит норму, которой запрещает обращать взыскание на последнюю квартиру. Результат: Мария остается при домике с перепугу купленном в Простоквашино, но без квартиры и без денег. Василий при квартире, с деньгами и даже без судимости.
Это к вопросу о том, как можно верить чужим людям, когда речь идет о деньгах.
Есть еще очень простой вариант как остаться без жилья: взять в долг под «залог» квартиры. Только вместо залога жульё предлагает оформить договор купли-продажи. Мол, отдашь деньги — оформим обратно. Потом всплывают темы с процентами. Или даже не всплывают. Доказать в суде, что это был заём, а не купля-продажа, невозможно...
Александр Глисков