Самое интересное в истории взаимоотношений РУСАЛа и «Норильского никеля» начинается сейчас. И ситуации можно и нужно использовать как инвестидею.
Сегодня заканчивается buy-back акций «Норильского никеля». Buy-Back — это такое западное слово, которое в данном случае означает, что сама компания купит у акционеров 6,2% своих акций по $252 за бумагу. По текущему курсу доллара это 7560 рублей за акцию. Обратный выкуп акций с биржи для российского фондового рынка явление довольно редкое, но на Западе компании часто прибегают к этому методу, чтобы повысить стоимость компании.
История отношений
Динамика акций ГМК говорит о том, что инвестор мог заработать не просто много, а очень-очень много денег! Еще в 2005 году можно было купить акции в расчете на разделение компании на никелевую и золотодобывающую. Тот, кто попал в список акционеров 1 января 2006 года, получил акции Полюс Золото — крупнейшей золотодобывающей компании. Затем ралли в цветных металлах привело к удвоению котировок, но это было лишь начало.
Михаил Прохоров и Владимир Потанин решили разделить свои активы в начале 2007 года. Им досталось по 22% акций на брата, и они оба начали лихорадочно скупать бумаги с рынка, что подстегнуло котировки. Потанин собрал 30% и «низложил» Прохорова с поста гендиректора комбината, тогда Михаил Дмитриевич сделал ход конем — продал свой пакет РУСАЛу. Стоит отметить, что слияния цветных металлургов и горнодобывающих компаний — это тренд последнего десятилетия, Anglo American, BHP Billiton, Rio Tinto роют землю и плавят металл на всех континентах, поэтому образование мирового гиганта (22% мирового никеля, 3% меди и 14% алюминия) в России вполне логично. Потанин в ответ заключил альянс с Алишером Усмановым, контролирующим 40% добычи российской железной руды. Однако решающая битва олигархов в 2008-м так и не состоялась. Из-за кризиса и обвала всего и вся.
Покупать-не покупать?
Самое интересное начинается сейчас. Итак, Потанин контролирует 25% акций ГМК, менеджмент в лице гендиректора Владимира Стржалковского и президента Андрея Клишаса полностью поддерживает холдинг «Интеррос». РУСАЛ этим летом со своими 25% смог провести лишь 3 своих людей в совет директоров, состоящий из 13 человек. Поэтому инвесторы ожидают, что летом 2011 РУСАЛ докупит акции к собранию, получит большинство в совете и поставит своих людей рулить комбинатом. Парадокс в том, что ни у Интерроса, ни у РУСАЛа нет денег — последствия кризиса. Однако первыми деньги появятся у РУСАЛа, ценовая конъюнктура на алюминий благоприятна. Поэтому ГМК и выкупает свои собственные акции, по сути, за счет акционеров. А крупнейший из акционеров РУСАЛ против этого, лучше бы уж дивидендов дали! Помните ведь, как настойчиво они их просили?
Как заработать на текущей ситуации? Покупать акции «Норильского никеля» на пике, мягко скажем, несерьезно. А вот купить бумаги РУСАЛа — это, возможно, интересная инвестидея. Берем калькулятор и листок бумаги и считаем. У ГМК 190 млн. акций, значит, по текущему биржевому курсу все акции стоят 1410 млрд. рублей. У РУСАЛа 25% акций. Одна четверть от 1410 — это 352,5 млрд. рублей. Пусть вас не пугают миллиарды, пора привыкать к серьезным деньгам. У РУСАЛа акций 1,519 млрд. штук, на бирже их можно свободно купить за 470 рублей. Т.е. вся компания оценивается рынком в 713 млрд. Половину стоимости составляет доля в Норильском никеле, фактически РУСАЛ, со схожими финансовыми показателями оценивается в 4 раза дешевле ГМК!
Что будет дальше? Или РУСАЛ сможет поглотить ГМК, и тогда его акции существенно вырастут за счет положительного эффекта от слияния. Или Олег Дерипаска откажется от идеи поглощения и продаст акции, к чему его подталкивают миноритарии РУСАЛа, в т.ч. Прохоров. Покупатели есть — Потанин готов выкупить пакет за $15 млрд. или $316 за акцию. И это тоже позитив для акций РУСАЛа.