Главная
>
Статьи
>
Культура
>
Habla con el

Habla con el

10.01.2012
11

На новогодних каникулах (прямо первого числа, кстати; я не специально, так получилось) выбрался в кино на «О чём ещё говорят мужчины». Смеялся много; потом, правда, думать по результатам было особенно не о чем.

Первый фильм мне вообще очень нравился и в целом казался самым удачным заходом «Квартета И» на территорию кино — так что продолжение ожидалось с умеренным оптимизмом. Новый фильм, как уже говорилось выше, действительно ужасно смешной, и местами очень точный в плане схватывания состояния сознания современных мужчин; вот только когда весь смеховой запал заканчивается вместе с фильмом, на выходе от «О чём ещё говорят мужчины» в голове или сердце остаётся до обидного мало. Да, финальная шутка о встрече воображаемого Льва Толстого с воображаемым Зигмундом Фрейдом великолепна — но задним числом также начинаешь подозревать, что активное использование тысячелетней хохмы про лампочку во рту не совсем равно комической гениальности.

Впрочем, бог с ней, с лампочкой — не в ней проблема. В первом фильме у режиссера Дьяченко и «Квартета И» была внятная структура (путешествие из точки А в точку Б с различными остановками) и внятная тема (попытка вернуть молодость, завершавшаяся одновременно горьким и мудрым пониманием того, что это невозможно). Здесь все говорят вроде бы про всё то же самое, только вместо структуры — довольно надуманная попытка собрать всех героев в одном месте в новогодний вечер. То есть, кино всё-таки по идее должно быть построено на каком-то действии, которое в результате приводит к тому, что персонажи за продолжительность фильма как-то меняются, что-то понимают, и т.д. Здесь же нам предлагают смотреть за тем, как предположительно положительные герои полтора часа ничего не делают, а когда ситуация, ограничивающая их действия, заканчивается, они дальше опять-таки ничего не делают и остаются там же, где и были.

Можно, конечно, предположить, что это абсолютное отсутствие развития авторы «О чём ещё говорят мужчины» планировали подать в тонко-ироничном ключе — мол, с возрастом всем комфортнее оставаться на своих местах, нежели топать открывать новые горизонты, в том числе и в себе. Но та щемяще-сентиментальная нота, которая прорезается в финале вместе с прибытием группы «Несчастный случай», недвусмысленно намекает на то, что всё это вполне серьёзно и вполне от души. Дополнительный раздражающий момент — понятно, конечно, что фильм написан мужчинами о себе, то есть, о предмете, который они знают досконально и интимно; но это вовсе не повод выписывать практически всех женщин, в том числе и предположительно любимых, непроходимо клиническими дурами.

Выразимся так — разница между фильмом «О чём говорят мужчины» и фильмом «О чём ещё говорят мужчины» прекрасно воплощена в их названиях. В первом случае — чёткая, понятная и дельная формулировка, ни убавить, ни прибавить. Во втором — суетливый и в конечном итоге никому особенно не нужный довесок к уже однажды сказанному, такое «Ой, слушайте, а мы же вам забыли сказать ещё это, это и вот это, погодите, послушайте же, тут прикольно», на которое в финале хорошей и обстоятельной беседы сбивается вдруг прекрасный умный собеседник. От такого делается ужасно неловко — причем в первую очередь за собеседника.

Сергей Мезенов

Рекомендуем почитать