У себя в Бразилии «Элитный отряд» (у которого уже две части; я пока посмотрел только первую) — не только большой домашний хит, но и вполне себе национальный феномен. Впрочем, не только в Бразилии — буквально на днях постановщика «Отряда» Жосе Падилью официально утвердили режиссером грядущего ремейка «Робота-полицейского». Главного героя, кстати говоря, будет играть парень из датского сериала «Убийство» — вот так американская фабрика грёз куёт себе будущее из кадров со всего света.
Титульный отряд — это такая вторая, элитная полиция Бразилии; первая, основная, настолько погрязла в коррупции и накрепко повязана со всесильными и вездесущими наркоторговцами, что пришлось придумывать вот такое вот сверхподразделение, которое берёт на себя самые сложные и опасные дела и подчиняется только собственному начальству, игнорируя полицию. В этом отряде трудится главный герой, капитан Насименто — у него жена вот-вот должна родить сына, от чего обычно бравого капитана начинает неожиданно опасно колбасить на вызовах. Понимая, что надо что-то делать, капитан начинает подыскивать себе замену среди обычных полицейских — и вскоре выделяет для себя двух многообещающих новичков — Матиаса и Нето.
Но это — такой общий пересказ «Отряда»; сам фильм структурно устроен куда хитрее. Начинается он практически посреди перестрелки, после чего полфильма рассказывает её предысторию, потом завершает её и вторую половину фильма расхлебывает её последствия. При этом думать, что это просто такой полицейский боевик на экзотической натуре было бы немного недальновидно. Да, Падилья периодически нехило нагнетает напряжения и перенимает бешеный рваный ритм своего земляка Фернандо Мейрелиша, снявшего «Город бога» (и визуальный стиль, кстати, тоже — «Отряд» также купается в цифровом зерне и бесконечных пятнах пересвеченных желтого и голубого). Но самое интересное случается не в этих местах, а в промежутках между ними. Там «Отряд» — в основе которого, кстати, публицистическая книжка про феномен бразильского спецназа, написанная социологом и двумя реальными ветеранами отряда — постоянно заруливает в довольно неожиданные воды; за неполные два часа фильм довольно резко переключает регистры аж четыре (!) раза.
После таинственного вступления, настраивающего на напряженный боевик с перестрелками, без предупреждения начинается социальное кино про коррупцию в полиции и то, каким образом она влияет практически на все слои общества, от тех же наркоторговцев в трущобах (где, как вы понимаете, более-менее взрослому парню кроме банд с «калашниковыми» и податься-то толком некуда) до представителей успешной верхушки социальных и деловых слоев. В эти минут сорок-пятьдесят «Отряд» — кино реально грандиозное, одновременно ужасно смешное, адски точное и очень, очень страшное. Две сцены отсюда — как продажные копы делят участки на улице, сами уже запутавшись, кто где должен кормиться, и как ученая дискуссия о коррупции на занятии на юридическом факультете перерастает в свалку в стиле «Ах они козлы, эти менты» — точно среди лучшего, ярчайшего и, главное, наиболее доходчивого, что в мире снималось на тему коррупции. Прекрасно понятно, почему бразильцы валом валили на это кино в кинотеатры — потому что Падилье удалось создать такой гиперреалистичный портрет знакомой всем повседневной действительности, и при этом вписать его в увлекательный жанровый фильм. В этом месте у меня мелькнула, конечно, грустная мысль в духе «Эх, ну почему у нас так не могут?», но потом я быстро от неё отказался — у нас при обращении к таким темам в лучшем случае получится кино Алексея Октябриновича Балабанова, а в худшем даже и говорить не будем, что.
Но это ещё не все достижения «Отряда». Дальше, разобравшись с той самой ключевой перестрелкой, он сначала превращается в дико захватывающий дневник тренировок спецназовцев, а потом в напряженный триллер про то, как насилие ломает человеку голову, причем не только то, что случается с ним, но и то, которое производит он сам. На авансцену выходят новые персонажи, их истории рикошетом разлетаются совсем не по тем траекториям, которые мерещились поначалу, а Падилья всё это время ведёт аккуратную подрывную деятельность. Если большую часть времени «Отряд» кажется таким предельно внятным и однозначным ура-выступлением на тему «Силой победим заразу наркоторговли!», то в финальной четверти фильм, не сбавляя темпа, начинает вдруг задавать неудобные вопросы и несколько расширять взгляд. И вот уже пять минут назад однозначно гадкий наркодилер нежно прощается с женой и маленьким ребенком, которых ему приходится бросать из-за закрутившейся заварухи, а положительный вроде бы спецназовец ради добывания информации идёт на весьма сомнительные меры по отношению ко всем, кто может этой информацией владеть, включая женщин и детей.
То есть, выступая вроде с патриотических и про-спецназовских позиций, Падилья тем не менее никому не позволяет отделаться легко. Если бы ему ещё хватило чутья вырубить этот дико навязчивый закадровый монолог капитана Насименто, который все два часа пробалтывает за кадром все самые важные моменты (иногда по несколько раз), и чуть успокоить вечную болтанку камеры, «Элитный отряд» мог бы получиться совершенно феноменальным фильмом. Но и так довольно мощно. Вторую часть обязательно посмотрю.