С большим интересом ознакомился тут со сводом работ молодого отечественного режиссера Романа Каримова — посмотрел, то есть, оба его фильма, «Неадекватных людей» и «Вдребезги».
С «Неадекватными людьми» случилась забавная история — вроде как это чуть ли не единственный пример в новейшем отечественном кино, когда фильм стал хитом (относительным, разумеется; в первую очередь относительно своего бюджета) на чистом «сарафанном радио», без всякой дополнительной медийной раскрутки. Понять, почему так случилось, в принципе несложно — в «Неадекватных людях» Каримов опробовал мало кому из нынешних киношных деятелей интересный (зато, как видно, интересный зрителю) формат меланхоличной разговорной комедии из жизни обычных людей и, в общем, вполне преуспел в этом. Да, «Неадекватные люди» довольно дурацки сняты (процентов девяносто пять экранного времени — бесконечные крупные планы), и персонажи у Каримова все разговаривают с одинаковой интонацией. Но последнее можно списать и на осознанный стиль — у какого-нибудь Хэла Хартли всегда все герои разговаривают с одинаковой интонацией, и ничего. И к тому же текст, который они с этой одинаковой интонацией говорят, был вполне ничего — да и в целом «Неадекватные люди» смотрелись, простите за каламбур, абсолютно адекватно, а уж для российского дебюта их и вовсе можно счесть верхом осмысленности.
Так вот — а потом я посмотрел второй фильм Каримова «Вдребезги». Его на момент его выхода, насколько я помню, все страшно разругали — ну, то есть, все пять человек, которые его посмотрели. Почему, в общем, понятно — тут Каримов лезет в такую многослойную, с кучей персонажей и несколькими пересекающимися историями, чернушно-криминальную историю, выполненную в виде чернейшей, абсурдной комедии. В каждом втором тексте о фильме почему-то в качестве референции упоминались Тарантино и Родригес, хотя главным ориентиром для «Вдребезги» были, конечно, братья Коэн — тематически тут много общего с «После прочтения сжечь», да и в целом это такой раздутый до полного метра один эпизод из «Старикам здесь не место». Коэновскими чувствами ритма, интонации и слова Каримов, конечно, ещё не обладает, поэтому «Вдребезги» страшно разъезжается во все стороны — для черной комедии всё происходящее как-то подозрительно не смешно, а для абсурда а-ля какой-нибудь Бертран Блие (с его «Холодными закусками» у «Вдребезги» точно больше общего, нежели, не знаю, с фильмом «Джеки Браун») Каримов недостаточно докручивает собственно абсурд.
Но вот в чём штука — на уровне исполнения «Вдребезги», может, и провал, но на уровне задумки это почти грандиозная затея. Это, на минуточку, такое моралите о бессмысленности зла и удручающем состоянии современного общества, с очень правильными мыслями и выводами — Каримову просто банально не хватило опыта и такта такую большую и важную историю внятно и как следует разыграть. Но в любом случае, знаете, это удивительное открытие — деятель отечественного кино, не рвущийся в авторское гетто и работающий в более-менее мэйнстримовом поле, который при этом задаётся разными важными вопросами и у которого всего в двух картинах уже вполне читаются такие наметки на становление собственного авторского почерка. Ну, а что в состав авторского почерка входит несколько преувеличенный интерес автора к образу саркастичной старшеклассницы — с кем не бывает, ну.