Главная
>
Статьи
>
Культура
>
Мир Сибири, день раз: конкурсное

Мир Сибири, день раз: конкурсное

14.07.2012
12

Как вы помните, на фестивале в Шушенском всегда проходит конкурс. Раньше, правда, он был оформлен достаточно странно — нам сразу сообщали, что вот эти и вот эти артисты уже победили в такой-то номинации. В этот раз конкурс честный — коллективы играют, жюри смотрит, результаты объявят в последний день.

В первый конкурсный день выступало 8 конкурсных коллективов — и подобраны они были так, что в середине этого блока можно было запросто помереть. Минимум пять коллективов из восьми — причем поставленные подряд — исполняли примерно одно и то же; длинные протяжные русские народные, в более-менее традиционном ключе. Причем видно было, что коллективы все неплохие, слаженные, честные — особенно это касалось коллектива «Енисеюшка» из посёлка Овсянка, в котором средний(!) возраст участниц составлял 69 лет. По ним отчетливо было видно, что исполняемый ими фольклор для них не просто форма, которую надо заучить и воспроизвести, а абсолютно естественная, подспудная вещь, которая в жилах течет практически. Впрочем, то же самое можно было сказать и о квинтете «Борлочек» из Емельяново (пятеро женщин — две пожилые сестры и трое их дочерей), которые запомнились тем, что исполнили задорную песню для всех мужчин с красноречивым названием «Скачил козел в огород», или об ансамбле «Вечора» из Омской области. Они все были очень неплохи — просто потерялись из-за такой последовательности, когда тебе почти два часа предлагают слушать одни только русские народные.

Финал этого блока, правда, был нешуточно могуч — это был иркутский дуэт «БелаТара», продолжавший дело столь полюбившегося мне несколько лет назад Ансамбля аутентичной музыки. В смысле, что исполнял дуэт в основном песни деревень, затопленных во время строительства разных ГЭС — и это были длинные, протяжные, гипнотические песни-полотна минут по семь-восемь (в отведенные двадцать минут «БелаТара» успела спеть три вещи; вторая, «Мать», была просто космическим шедевром каким-то), феноменально разложенные на два голоса. На выступлении дуэта жаркое шушенское солнце наконец-то стало заходить за деревья — и это было абсолютно уместно и с точки зрения истории этих песен, и с точки зрения их звучания.

Помимо этих пяти коллективов (туда же относилась и девочка Майя Аникина из тувинского коллектива «Октай», открывшая этот блок и порадовавшая практически феноменальной свадебной песней и духовным стихом, исполненным под колесную лиру — это, кажется, мой любимый инструмент фестиваля, он так классно воет, ребята, это что-то), ещё было вот что. Тувинский ансамбль «Чиргилчин» — в составе которого, кстати, была девушка, что довольно нетипично — которые играли тувинские народные песни, и играли их хорошо. Ансамбль русских народных инструментов Шушенской детской школы искусств — дети в возрасте от девяти до двенадцати лет зарезали несколько инструментальных пьес, причем репертуар был немного не русский народный; сыграли бодро. А замыкал конкурсный блок пермский коллектив «Вороново крыло», оказавшийся совершенно феноменальной штукой. Пять человек с инструментами типа аккордеона, виолончели, колесной лиры (опять!), перкуссии, разных дудочек и т.д. исполняли потрясающий тягучий фолк, аранжированный этакой мультикультурной смесью из подсмотренных в разных культурах инструментальных ходов — по идеологии (да и качеству исполнения, чего уж там) не так уж далеко от того, что делает «ДахаБраха». Музыка их была очень грамотно устроена — видно было, что они прекрасно понимают механику не только разнообразного фолка, но и пост-рока, и минимализма, и даже нойза. Вторая их песня, «Река», периодически проваливалась в чистый акустический шум, сделанный на виолончели и колесной лире (полное ощущение, что взлетает истребитель), а к финалу и вовсе воплощалась во что-то вроде акустической версии Silver Mt Zion, с соответствующим сравнению накалом высокой инструментальной драмы. У этого коллектива я бы с удовольствием посмотрел и концерт подлиннее. Впрочем, подсказывают, что у «Воронова крыла» уже есть свои записи — так что надо будет послушать.

Отдельно хотелось отметить вот что — на «Мире Сибири» нынче действует аж пять музыкальных площадок; главная сцена, малая фестивальная сцена, сцена в «Городе ремёсел», свободная сцена (ближе к палаточному городку — там играют всякие барабанные мастер-классы, а по вечерам дают настоящего, гм, рока) и так называемая обрядовая сцена, которая будет работать только в ночь с 14 на 15-е. Так вот — три из этих сцен (большая, малая и в «Городе ремёсел») находятся друг от друга на расстоянии звуковой досягаемости. Звуки с одной регулярно пробиваются на другую, то есть. Временами это даёт удивительный эффект, как, например, на мастер-классе коллектива «Октай» на малой сцене, когда группа пела духовные стихи, а разогревавшаяся на большой сцене группа Инны Желанной зарубала такой экспериментальный джаз, от чего всё происходящее превращалось в саундтрек к фильму Майка Фиггиса. Но в основном эффект, конечно же, обратный. На большой сцене стоят две тетеньки, тянут грустные протяжные русские народные на два голоса, а с «Города ремёсел» несёт задорный барабанный бой, а на малой сцене включаются нью-эйджовые клавишные. Мэш-ап далеко не всегда получается удачным, в общем.

Ладно, с конкурсом ясно, давайте перейдём к хедлайнерам.

Рекомендуем почитать