Француз Паскаль Ложье, автор интересных фильмов «Сэнт Анж» и «Мученицы», пробует себя в англоязычном кино — с довольно, гм, непредсказуемыми результатами.
Действие «Верзилы» происходит в маленьком шахтерском городке Колд Рок — город и так медленно загибается после закрытия шахты несколько лет назад, а тут ещё стали регулярно пропадать дети. В свете этих исчезновений местный фольклор породил Верзилу, загадочную фигуру в чёрном, которая приходит и забирает детей в лес. Из более-менее официальных структур в городке — усталый пожилой шериф, который на вопрос о детях только беспомощно пожимает плечами, да усталая медсестра (Джессика Бил), у которой даже кабинета нет. Зато в домике в лесу медсестру ждёт домой кудрявый мальчик — но однажды ночью и к нему явится фигура в чёрном.
Поначалу траектория, которую выбирает Ложье, кажется более-менее понятной — атмосферный хоррор со сказочным привкусом, разворачивающийся в стивен-кинговской глуши на границе твин-пиксовской чащи. Пропавшие дети, перевернутые трехколесные велосипедики, тайны прошлого, немая девочка с полным блокнотом загадочных рисунков (её для полноты картины играет страшно похорошевшая Джодель Ферланд, которой, видимо, за всю жизнь не избавиться от прицепившегося амплуа странной девочки из «Страны приливов» и «Сайлент Хилла»). Минуте на сороковой, однако, «Верзила» аккуратно закладывает довольно немыслимый сюжетный вираж, превращаясь из атмосферного хоррора в суровую криминальную драму с жуткой центральной интригой — а под конец делает то же самое ещё раз, превращаясь в некотором смысле в фильм «Прощай, детка, прощай».
Важно понимать вот что — не сказать, что эти внезапные развороты делают «Верзилу» хорошим фильмом; скорее наоборот, от них всё сильнее и сильнее лезут на лоб глаза. Но при этом получается интересно — по мере того, как «Верзила» всё сильнее разваливается на куски, Паскаля Ложье за него начинает всё сильнее уважать. Этот странный, торжественно заваливающийся на ходу в кювет фильм наглядно демонстрирует, что Ложье на самом деле хочет не пугать народ чудищами из леса, а серьёзно, глаза в глаза, поговорить о важном — ну, например, о воспитании, о будущем, которое мы сегодня закладываем в наших детях. И у Паскаля Ложье на эту тему, скажем так, довольно неожиданные взгляды — «Верзилу» можно показывать на сдвоенном сеансе с «Петлёй времени», как пример того, как амбиции схожей направленности можно воплощать удачно и не очень.
Технически при этом сделано здорово — Ложье снимает долгими, неспешными планами, аккуратно залитыми теплым янтарным маревом и глубокой синевой. В середине есть феноменально сложный план, который провожает героиню со второго этажа дома через дом на улицу и потом в отъезжающую машину. Джессика Бил отважно бросается в совершенно нетипичную для неё роль — на ней почти нет макияжа, да и начинается всё вовсе с того, что из её разбитого лица на крупном плане извлекают осколки стекла. В общем, «Верзила» — из такого специального класса фильмов, любить которые никак не получается, но уважать их есть за что. Ну, и интересно, что будет у Ложье дальше после такого.
Сергей Мезенов