Ещё немного новых пластинок.
Boduf Songs «Burnt Up on Re-entry»
В рамках своего персонального проекта Boduf Songs англичанин Мэтт Суит вот уже полдюжины лет сочиняет гулкие, отрешенные песни под коматозно бренчащую гитару — такой потусторонний фолк из страшной сказки, исполняющийся будто бы с точки зрения какого-нибудь грустного пня, навеки забытого всеми в проклятом лесу. Со временем его инструментарий расширился — появились электронные попискивания и постукивания, гитары возвысили голос от призрачного тренканья до обжигающего рыка, включились в дело раскатистые барабаны. Вот и получается, что на «Burnt Up on Re-entry» Суит поёт скорее с точки зрения космонавта, оставленного в одиночестве в безвоздушном пространстве — мрачная отрешённость та же, но пространство вокруг стало несоизмеримо больше, мощнее, опаснее. Появляется и соответствующая образность — падают горящие ангелы, пролетают мимо спутники, в центральном номере под медленно закипающую гитарную тягу отрешённо зачитывается мантра о том, что все рано или поздно тебя бросят. Давненько не попадалось столь трагически-возвышенного напоминания о том, что всё в этом мире на самом деле из рук вон.
Grouper «The Man Who Died in the Boat»
Grouper — это американская девушка Лиз Харрис из города Портлэнда. Человек, который умер в лодке — история из её детства, расплывчатое воспоминание, не дававшее ей покоя. Тема воспоминаний вообще важна для Харрис — её гулкие, рассыпчатые пьесы тоже звучат, как воспоминания о песнях, едва-едва пробивающиеся до нас сквозь слои всемирного эфира. Лиз поёт и играет на гитаре, но аранжирует эти песни в нечто эфемерное, неясное, будто бы тщетно силящееся собраться из зыбкого тумана. Эмбиентные шорохи и потусторонние скрипы проглатывают её песни, будто бы стачивая с них всё лишнее, все углы и шероховатости, все изгибы структуры, оставляя только чистый звук, чистые эмоции. Так звучала бы музыка старых потёртых фотокарточек и беззвучных домашних съемок на 8-миллиметровую кинопленку. Слушать это можно бесконечно.
Mountains «Centralia»
По этим «Горам» прогуливаются двое, Брендон Андерегг и Коен Холькамп, два музыканта из Чикаго. Как и Лиз Харрис, эти двое кропотливо трудятся на стыке звонкой акустики и шипучей электроники, с небольшой поправкой на то, что там, где у Харрис вечное эхо былого, у Андерегга и Холькампа — горячее «здесь и сейчас». Запуская по долгим траекториям цельнолитые отрезки звука — например, зацикленный гитарный перебор, повторяющиеся фортепианные аккорды и плавно колеблющиеся синтетические пульсации, как в сияющем ритмическом номере «Circular C» — Mountains затем с неподдельным интересом наблюдают, как эти звуковые прослойки сталкиваются друг с другом, и какие искры разлетаются в разные стороны. На стыке степенного инструментального фолка и вибрирующей живой электроники получается обжигающе красивая, очень свободная и пьянящая музыка — Mountains не зря называются именем величественного природного явления, потому что в их звучании чувствуется схожая вещественность и непоколебимость. Как и горы, их музыка умеет пленять, захватывать дух и звать за собой — и, в общем, не пойти туда, куда она зовёт, было бы довольно глупо.
Ulrich Schnauss «A Long Way to Fall»
Ещё один любитель щекочущего электрического жужжания, немец Ульрис Шнаусс большую часть нулевых тоже по мере сил плавил границы — например, между ритмичной размеренностью даунтемпо и матовым сиянием шугейза. На своей новой пластинке «A Long Way to Fall» Шнаусс, и до этого склонный к излишней трепетности, внезапно вступил в контакт со своим внутренним Жан-Мишелем Жарром — здесь в основном звучит космическая электронная музыка в представлении 1982 года. Впрочем, дело даже не в том, что Шнаусс опирается на ритмы и приёмы давно минувших дней — дело в том, что ему особенно не к чему приспосабливать эти ритмы и приёмы. «A Long Way to Fall» — набор электронных текстур, которые вполне могут приятно укачать, но придумать какой-нибудь более весомый повод послушать их внимательно будет довольно-таки непросто.