Главная
>
Статьи
>
Женщины в фотографии: Доротея Ланг

Женщины в фотографии: Доротея Ланг

13.03.2013
0

Имя Доротеи Ланг, этой маленькой женщины в широких брюках, берете и зеленом плаще, уже давно стоит наряду с такими видными документалистами XX века как Льюис Хайн, Уолкер Эванс, Рассел Ли. Мастер социальной фотографии, она считала, что «художниками управляет жизнь, которая бьется в них, как океан ударяется о берега». И ее снимки красноречиво это подтверждают.

Доротея Ланг в начале 1930-х управляла небольшой портретной студией, расположенной на одной из оживленных улиц Сан-Франциско. Но экономическая и социальная неразбериха в США уберегла ее от бесполезного щелканья модных платьев и табака и столкнула с другой, документальной стороной фотографии. Ланг рассказывала, как по мере развития Великой депрессии наблюдала, как мимо ее окон следовал бесконечный поток бездомных и безработных людей, бесцельно бродящих по городу. Вскоре женщина начала работать на улицах, фотографируя бездомных. Пример этому — ее лаконичная, но уже социально-острая работа «Очередь за хлебом в Уайт-Эйнджел»: старик в старой шляпе и с алюминиевой кружкой терпеливо, в своей какой-то грусти поджав губы, ждет буханку хлеба. Уже в этом снимке — нет, не жалость, но человеческая симпатия, сопереживание и неравнодушие Ланг, которые пройдут через все ее снимки. В 2005 году «Очередь за хлебом» продадут на аукционе за более чем за восемьсот тысяч долларов.

В 1935 году правительство Калифорнии обратилось к мужу Доротеи Полу Тейлору, профессору экономики в Калифорнийском университете, с просьбой составить отчет о назревших в штате проблемах, связанных с трудом мигрантов. Тейлор пригласил жену создать иллюстрации к работе исследователей. Поскольку штатный фотограф не предусматривался, Ланг проходила по смете как машинистка. Вместе с мужем они составили научно-ориентированное исследование социальной проблемы, подкрепляя его статистическими выкладками и анализами, высказываниями рабочих-эмигрантов, а так же множеством трогательных, сильных и убедительных фотографий, представляющих сложности, которые переживали многие семьи рабочих. Этот новый сплав, соединивший научные сведения и гуманистические, на редкость выразительные фотографии, которые «помогли статистике обрести человеческое лицо», оказался отличной моделью для будущей деятельности фотографов, предопределив характер многих документальных произведений в грядущие десятилетия.

Своей большой и неуклюжей камерой-коробкой Ланг фотографировала палаточные городки, наскоро сооруженные домишки из жести и картонных коробок, реальный быт обитателей правительственных лагерей для мигрантов, без прикрас и показухи, которую практиковали федеральные власти. Щуплая, невысокая женщина, сильно хромавшая после перенесенного в детстве полиомиелита, Доротея Ланг легко могла подойти даже к гордому и замкнутому человеку, направить громоздкую камеру прямо в лицо и снимать с необычайно близкой дистанции. Результатом такого метода стали наиболее впечатляющие и человечные творения, чем у любых ее предшественников. Поэтому ее самая знаменитая фотография «Мать семьи эмигрантов», сделанная в 1936 году, стала символическим, ярким образом Великой депрессии, документальным посланием американцам о своих же бедняках.

«Возможно, камера и не способна сказать нам больше, чем способны увидеть наши глаза. Но она может показать нам, как мало мы замечаем», — считала Ланг. Ее канонические для истории фотографии работы — пример плодотворного столкновения внутреннего и внешнего миров, чуткого взгляда фотографа и неравнодушного человеческого сердца. Пример беспощадных, но и прекрасных и искренних документов кризисной эпохи США.

Анна Груздева

Рекомендуем почитать