На прошлых выходных пришлось изрядно побегать по кинотеатрам в попытках успеть ухватить всё интересное — проблема, которой на этой неделе не предвидится. В-общем, вот ещё два прокатных фильма, о которых хотелось бы сказать пару слов.
На «Никто не выжил» меня привело исключительно имя его постановщика Рюхэя Китамуры — ну, и сетевые восторги одного друга, сравнивавшего новый хоррор аж с «Печатью зла» Орсона Уэллса. Отношение к обоим (и к Китамуре, и к вменяемости друга) теперь, похоже, придётся основательно пересматривать — потому что перед нами посредственный клон «Попутчика» с приличной дозой «Вакансии на жертву», разбавленный довольно чудовищной съемкой на цифровую камеру. У сценариста по изрядно льстящей ему фамилии «Коэн» есть пара интересных идей (милая перемена ролей между жертвами и убийцей в завязке, непростые отношения маньяка со своей основной жертвой), но нет ни малейшего понятия, что с этими идеями делать на полнометражной дистанции — сложные полу-воспитательные (откуда и аналогия с «Попутчиком») отношения жестокого убийцы без имени и похищенной им девушки так и не дойдут ни до одного из потенциальных финалов, а просто закончатся вместе с истёкшим хронометражем, ничем.
В сухом (вернее, как раз довольно влажном) остатке — только довольно изобретательная резня (минуте примерно на пятнадцатой маньяк прячется внутри трупа своей первой экранной жертвы), да несколько неожиданный выход в такой кровожадной роли артиста Люка Эванса, человека, которому, видимо, решительно всё равно, кого и где играть, лишь бы кого-нибудь и где-нибудь. (Думаю, въедливые киноведы будущего получат немало удовольствия, изучая причудливые изгибы карьеры, вихляющей от ролей Арамиса и Зевса к этому и главному злодею в «Форсаже-6»). Ах, да — ещё можно посмотреть на юную артистку Аделаиду Клеменс, у которой буквально через пару недель будет не самая последняя роль в «Великом Гэтсби» База Лурманна. Можно, впрочем, эти самые пару недель подождать.
«Кон-тики» же — замечательная штука; отличный пример авторам какой-нибудь «Легенды № 17», как надо с реальными прекрасными историями работать. Ведь история путешествия Тура Хейердала через Тихий океан на плоту из бальсового дерева — правда с ума сойти что такое; и вот ребята, вместо того, чтобы накручивать сверху какого-то психологизма или драматизма, наоборот, всё предельно упрощают. Вот Тур Хейердал, вот его теория, вот его подготовка, вот «Кон-тики», вот тихонечко в сторону развод с женой — всё предельно линейно и, в общем, предсказуемо; но эта линейность в результате срабатывает такой взлётной полосой для главной части фильма, той, где только шестеро мужиков на плоту и океан. Там начинается предельно простой приключенческий эпос про море, от которого реально захватывает дух. Как снят океан, как случаются встречи с самыми разными рыбами — это удивительное что-то; ну, и с человеческой точки зрения «Кон-тики» тоже устроен очень правильно. Понятные с разбегу характеры, намеченные одной-двумя точечно вставленными репликами, нехитрый, но эффектный юмор (две шутки отсюда хочется восторженно пересказывать вообще всем) — здесь всё по делу.
Фильм даже заканчивается ровно тогда, когда ты думаешь, что уже пора бы — и в этакой старомодной предсказуемости есть что-то бесконечно правильное. Это кино, которое не пудрит тебе мозги, не пытается казаться умнее тебя, не собирается устраивать отвлекающие маневры, чтобы в самый неожиданный момент поразить каким-нибудь экстравагантным фокусом. Оно как крепкое рукопожатие — ясное, честное, открытое, предельно понятное. Всё реже встречающееся.