Всего полторы недели осталось до фестиваля современной драматургии «Драма. Новый код VI», и я искренне надеюсь, что все вы уже давно пометили соответствующие даты в ежедневнике большим восклицательным знаком (так, на всякий случай — это 22-26 мая).
Наиболее шустрые и предприимчивые наверняка даже озаботились пригласительными билетами на прочтения пьес и на спектакли. Тем, кто этого еще не сделал, объясняю механизм — нужно позвонить в кассы театра и сообщить о своем желании придти тогда-то и туда-то. С читками проблем возникнуть не должно, а вот на спектакли обычно аншлаг. Кстати, впервые в истории ДНК в ряде случаев задействуют новую площадку — Дом кино; думается, что перенос этот скорее вынужденный, чем концептуальный, поскольку в пору тамошних читок на камерной сцене «Пушки» будут репетировать фестивальные же постановки.
Итак, к программе. Корпус авторов приятным образом обновился, а список текстов, в отличие от прошлого года, близок к идеальному: емкая и аппетитная современная драма, за некоторым исключением только-только появившаяся на слуху. Например, нам предстоит услышать пьесу Михаила Хейфеца «Спасти камер-юнкера Пушкина»; именно ей в этом году досталось гран-при программы «Новая пьеса» на «Золотой маске». Прочтение этого текста представит молодой режиссер Артем Терехин: тот самый, который сделал в ТЮЗе вполне симпатичного «Калеку с острова Инишмаан» и неуклюжий спектакль «Как я стал...» по пьесе Ярославы Пулинович. Говорят, что организаторам фестиваля приглянулась постановка «Осенней скуки», которую Терехин сотворил в Мотыгинском муниципальном театре, оттого-то ему и доверили камер-юнкера израильской сборки — могучий и несколько нескладный монолог записного балбеса, уходящий корнями не столько в эпоху Александра Сергеевича, сколько в сумрачные девяностые.
В фестивальной программе вообще много произведений, ранее отметившихся в шорт-листе нынешней «Маски» — это и хипстерские «Кеды» авторства Любови Стрижак (их читкой занимается Андрюс Даряла), и «Болото» прошлогодней финалистки «Любимовки» Марины Крапивиной (она сама приедет на фестиваль представлять свой откровенно жуткий по содержанию, напоенный ядом диковатой повседневности текст), и элегические «Как живые» Марии Зелинской, отданные на откуп незнакомому мне режиссеру Ивану Стрелкину. Наконец, фантасмагорические «Концлагеристы» про обитателей гомосексуально-коммунистического Эдема, коммивояжера, торгующего золотыми пылесосами, и призрачность понятия «свобода» (в прочтении заполярного Егора Чернышева) закрывают список свежих, не слишком известных за пределами творческих лабораторий и драматургических конкурсов (зато щедро осыпанных титулами с этих самым лабораторий и конкурсов) фамилий. Вышеперечисленные тексты (да и те, что будут перечислены ниже) сложно охарактеризовать одним эпитетом; кажется, однако, что всем им присуща какая-то мрачноватая, болезненная сюрреалистичность, отчетливый, смешной, но несколько людоедский юмор, и, явственнее всего — обращенность к феномену насилия, подчинения, угнетения человеческой натуры в разных формах. Не все из них читать легко или приятно; тем интереснее будет увидеть сценическое воплощение печатных строчек.
Далее — люди куда более известные. Прочтение трагикомической пьесы «Он в Аргентине» Людмилы Петрушевской (спектакль по этой пьесе сейчас идет в МХАТе, и играет там, между прочим, Роза Хайруллина) готовит Олег Рыбкин; в окружении прочих текстов этот выглядит откровенно странно, а по фактуре так и вовсе архаично, вызывая ассоциации (логические, не художественные) с прошлогодней застарелой ласточкой под названием «Летчик» .... Другие работы — это пост-лермонтовский «Маскарад. Маскарад» Михаила Угарова и забавный «Закон» Михаила Дурненкова, декоративный лубок, выполненный из былинного фольклора, западного мейнстрима и небольшой порции социальных примет; история о дурном полицейском начальнике, бросившем вызов нечистой силе. К сожалению, никаких Дурненковых на сей раз на фестивале персонально не будет, читку же срежиссирует Никита Рак.
Буквально сегодня стало известно, что в программе произошли небольшие изменения, которые лично меня только порадовали — вместо Кати Садур в Красноярск прилетит замечательный Максим Курочкин. Драматург, который с особым вниманием относится ко всем интерпретациям своего творчества (как рассказывал Дмитрий Обуховский, в пору подготовки «вспышкинцев» к апрельской читке «Травоядных», Курочкин около часа давал режиссерам комментарии по «скайпу») презентует новую пьесу «Кандид».
Спектаклей на сей раз будет четыре штуки. Откроет фестиваль «Тихий шорох уходящих шагов» по пьесе Дмитрия Богославского и в постановке Олега Рыбкина. На моей памяти это чуть ли не первый спектакль главного режиссера «Пушки», в котором задействована исключительно опытная, старшая часть труппы. Впрочем, и пьеса белорусского драматурга к тому располагает. Гостями фестиваля на сей раз станут театр им. Йозефа Бойса с моноспектаклем «Узбек» и «Театр.DOC», который привезет постановку «Толстой-Столыпин. Частная переписка». Первое — «документальный stand-up» о перипетиях российского бытования трудовых мигрантов, с выдержками из различных историй, рассказанных настоящими, устроившихся более или менее удачно в столице гастарбайтерами. Второе — как утверждает Вики, «первый исторический спектакль в репертуаре «Театра.DOC»; птица диковинная, судя, например, по рецензии одного из приглашенных критиков фестиваля, Анны Банасюкевич.
Рядом с этими монстрами (а ведь ожидаются еще «Внуки» Сахаровского центра, другая документальная работа, собранная из интервью с потомками людей, принимавших участие в осуществлении сталинских репрессий) немного невзрачно смотрится Абаканский русский драматический театр им. М.Ю. Лермонтова, однако спектакль «Русский и литература» режиссера Евгения Ланцова высоко оценил другой фестивальный критик, Александр Вислов, судя по всему, и порекомендовавший включить его в программу.
Надеюсь, вы не утонули в ворохе фамилий и названий. Представляется, что на ДНК-VI смотреть нужно всё; о слабых местах (а они наверняка будут) и особенных удачах (куда же без них) поговорим уже по ходу фестиваля.
Евгений Мельников