На правах капитана парохода, начну с небольшого анонса: завтра в фотостудии RED, резиденции театра «Вспышка», состоится прочтение пьесы одного из самых сильных, на мой вкус, современных драматургов постсоветского пространства — Максима Курочкина. Пьеса называется «Травоядные», в этом году она попала в шорт-лист «золотомасочного» конкурса лучших текстов театрального сезона 2012-2013. Мероприятие маркировано значком «18+», обещаны жующие траву люди и какие-то коммунистические безобразия (с читкой, впрочем, никак не связанные); количество свободных билетов, подозреваю, стремится к нулю, но еще его не достигло.
Ребята из «Вспышки» уже успели в этом году «дать стране угля». Сначала были сдержанные и серьезные «Язычники» Яблонской, потом — перенасыщенная красивыми девушками «Колыбельная для одинокого мужчины», философско-драматургическая притча израильского автора Керен Климовски в постановке Дмитрия Обуховского. Далее по рельсам зрительского внимания проследовала вагонетка, на борту которой было начертано броское словечко «Порнография». Остросоциальный спектакль-читка-перфоманс Анны Ковтун по пьесе Юрия Муравицкого собрал столько ценителей высокого и прекрасного, что стало ясно — некоторым видам искусства кризис жанра точно не грозит (завтра, кстати, читайте о «Порнографии» в рубрике «Рецензии»). Наконец, к маю «вспышкинцы» обещают подготовить полноценный спектакль — «Преступление и наказание» Марка Равенхилла, вещь мрачную, крайне спорную, но по-своему грандиозную; презентовать, к слову, её собираются тоже и мрачно, и грандиозно, ибо в качестве сценической площадки выбран какой-то таинственный, страшный подвал.
Главное достоинство «Вспышки» — это, безусловно, оригинальный для нашего города формат взаимодействия с аудиторией: нечто неуловимо переходное между камерным перфомансом, встречей хороших друзей и собственно театральным представлением. Зрители пьют чай, играют в «твистер», болтают с актерами, после чего размещают свои тела на пуфиках и стульях диковинных калибров и наблюдают за действом, которое разворачивается буквально в паре шагов от них. По окончании спектакля актеры и режиссер вновь выходят на сцену и обсуждают со зрителями увиденное, те делятся впечатлениями, критикуют или хвалят исполнителей, просто толкают долгие и, наверное, для кого-то небезынтересные монологи о личной жизни; в общем, получается типичный и душевно не обременительный квартирник.
«Нет смысла конкурировать с ведущими театрами, потому что профессиональных актеров у нас все равно нет, — резонно отмечает директор „Вспышки“ Дмитрий Чайкин. — Нам просто нужно найти свою нишу, свою форму, свою идею. В конце концов, то, что театр любительский, вовсе не означает, что актеры должны играть плохо». Тут не поспоришь — играют ребята, конечно, с разной силой, но все без исключения как-то умудряются сочетать предельную, вполне рабочую концентрированность на роли с непосредственностью энтузиаста, получающего удовольствие от того, что его хобби вызывает у других интерес.
Как подчеркивает Обуховский, «Вспышка» — театр проектный, а не репертуарный. Принцип работы таков: возникает идея, под которую потом подбираются форма и средства воплощения, приглашаются актеры — в первую очередь, типажные, поскольку времени для работы над постановкой немного, а даже научить человека правильно читать текст уже непросто. Есть и другая проблема. «Когда я делал „Язычников“, эмоциональный компонент у актеров как у людей, первый раз выступающих на публике, был очень сильным. Когда они второй раз вышли, этот эмоциональный всплеск мне показался ниже», — сетует Дмитрий. Каждая из уже показанных «вспышкинцами» читок повторялась дважды (а то и трижды), зрители просят еще, но, поскольку театр непрофессиональный, заряжать любителей на повторение одного и того же текста очень тяжело. Нужно как-то утолять их творческий голод, и старый материал для этого не особенно-то годится.
Не меньший голод, кстати, испытывают организаторы проекта, что совершенно очевидно: каждая следующая пьеса радует не только качеством взятого материала, но и новой провокацией (религия, тихое рабство матриархата, порнография и т. п.); любопытно, когда постановщики все-таки натолкнутся на такого «зверя», которого не захочется тормошить даже из кулинарных соображений. Сейчас же планов у «вспышкинцев», помимо Равенхилла, предостаточно — например, запустить собственные курсы актерского мастерства в качестве кузницы кадров или взяться за кинематографические проекты («у меня остались кое-какие амбиции по этому поводу» — загадочно улыбается дипломированный кинорежиссер Анна Ковтун).
Насколько театр открыт для новых людей? «Многие пишут во „Вконтакте“ — мол, хочу играть. С другой стороны, вживую мы почти никого из этих людей не видели. Получается странная вещь, что много народу хочет, а вот на кастинги приходят пара человек от силы», — сообщает Обуховский, после чего, однако, признается, что ему куда проще работать с подготовленными или хотя бы проверенными актерами. Остальные представители креативного триумвирата «Вспышки» реагируют на эту реплику улыбками, а Чайкин поясняет: «В нашем театре есть несколько творческих центров, и все решения мы принимаем коллегиально. Анна — кинематографист, она человек кино, со своими новаторскими подходами. Дмитрий — человек театра, он больше любит классические формы — давайте делать пьесы, давайте делать спектакли, давайте все делать серьезно и с профессионалами. Каждый тянет одеяло на себя. Результат же такого положения дел всех нас устраивает».
Зрители, кажется, тоже пока всем довольны. Посмотрим, что там получится с «Травоядными».
Евгений Мельников,
фото: vk.com/albums-28127491