Анастасия Зыкина — современный художник, мастер печатной графики. Училась в Красноярске, в мастерской Германа Паштова, потом в Санкт-Петербурге у Олега Яхнина. Теперь живет в Северной столице и известна, в первую очередь, тем, что иллюстрирует книги. Первый цикл работ посвящен текстам Ф.М. Достоевского. Это вытянутые лица, черно-белые иконические образы, отсылающие к насквозь религиозной литературе, неустойчивые, почти летящие позы, нарушающие законы притяжения, еще — приобретающие огромное значение руки, то сложенные на груди, то тянущиеся к лицу, то это лицо закрывающие.
Второй цикл иллюстраций «Иуда Искариот и другие» — к рассказам малоизвестного петербургского писателя начала ХХ века Леонида Андреева. Тексты Андреева — тяжелые, ломаные, кричащие — такими Зыкина и показывает их в иллюстрациях. Художница рассказывает, что работала с героями Андреева два года («Жить в андреевской среде никому бы не советовала»), и постепенно ей стало невозможно взаимодействовать с такими тяжелыми темами, поэтому в иллюстрациях происходит медленное угасание самого Андреева, и изображения переходят к самовыражению. Это, например, введение автопортрета в иллюстрацию «Перекур» к рассказу «Тьма». Для тех, кто не читал этот текст, рассказываю: революционер, скрываясь, приходит в публичный дом, и его жизнь переворачивается из-за общения с проституткой. Такая женщина начала века отсылает, например, к творчеству Тулуз-Лотрека или других постимпрессионистов или экспрессионистов, точнее к конкретному изображению австрийца Эгона Шиле «Сидящая женщина с задранными ногами». Схожесть в позах, одежде, в том, как границы картины замыкают этих женщин. Дмитрий Северюхин, доктор искусствоведения и муж художницы, на вопрос о том, что это — аллюзия или случайность, говорит — и то, и другое. «Конечно, Шиле очень значимый в творчестве и сознании многих наших современных художников. Так получилось, что он был на вторых ролях, обычно упоминались другие имена, но постепенно открытие этого художника стало общим фактом. Думаю, подспудно это повлияло, художник черпает откуда-то безотчетно».
Общая тема произведений Андреева, по словам самой художницы, это тема раскола, надрыва. Кроме «Тьмы» еще «Иуда Искариот», потом «Красный смех», во время иллюстрирования которого Зыкина «ходила с постоянным ощущением, что люди — звери»; затем — «Губернатор». «Тьмой», попыткой отдыха от Андреева, она завершает цикл. Эти расколы и разломы — первое, что бросается в глаза и самое характерное (визуально) в творчестве Зыкиной. Об этом пишет Северюхин в своих искусствоведческих статьях, говоря, что возникает ощущение, будто разлетевшиеся в разные стороны части уже никогда не слепятся, не соединятся. Кроме этого, интересно еще — почему эти иллюстрации такие черные: может быть тьма, в прямом смысле выходит на листы (при том, что техника позволяет делать изображения цветными).
Зыкина демонстрирует удивительное владение сложнейшими техниками. В основном она делает офорты (гравюра на металле — на пластину наносится лак, на нем процарапывается рисунок, это погружается в кислоту, рисунок вытравливается, лак снимается, наносится краска, затем гладкую поверхность от краски очищают, краска остается только в протравленных местах — при печати краска переносится на бумагу), еще — меццо-тинто (разновидность техники офорта, гравюра на металле, получаемая за счет выглаживания на заранее сделанной неровной поверхности светлых мест) и шелкографию (трафаретная печать). Даже учителя Зыкиной не всегда понимают, как сделаны ее работы. Она говорит: «Для меня рукоремесло — это все-таки неотъемлемая часть, я не могу от этого отказаться. Хотя, безусловно, мне интересны многие современные проекты и мне хочется стремиться к каким-то большим инсталляционным проектам, но я не могу отказаться от ремесла, к сожалению. Мне интересен штрих, интересен процесс работы и каждая черточка — чтобы это все несло какое-то внутреннее напряжение».
Еще у художницы есть барельефы к балетам Эйфмана — она разрабатывала стиль для его театра, и «угадала» пластику и движение. Кроме этого, иллюстрации, сделанные к еще не написанным текстам Северюхина про сны (теперь уже все написано).
Или работы, навеянные новым её состоянием — беременностью:
Некоторые офорты художницы можно приобрести в Галерее Романовых; доступны книги с ее иллюстрациями. Прочитайте интервью с ней.
Можно еще много чего написать, лучше разглядывайте.