Как-то так сложилось, что в новой подборке доминируют испаноязычные авторы — ну, тоже интересно.
Пожиратели
Дочка Клайва Оуэна находит в дупле чей-то рассказ про монстра Пустое лицо — и после этого Пустое лицо начинает приходить и к ней. Это последний фильм хорошего испанского товарища Хуана Карлоса Фреснадильо — он после «28 недель спустя» должен был делать эпическую экранизацию игрушки «Биошок», но там не задалось, так что он сделал в результате вот это. Русский вариант названия, кстати, совсем мимо кассы, никто никого не пожирает — хотя и оригинальные «Intruders», в общем, тоже не очень удачные, множественное число тут вообще ни к селу. В фильме две параллельные истории — в одной Пустое лицо донимает некоего испанского мальчика, в другой дочку Клайва Оуэна; как эти истории пересекутся, понимаешь минут через 15, но фильм делает многозначительное лицо по этому поводу почти до самого конца. Ну, и вообще — тут есть два таких поворота, которые по идее должны удивлять, но их оба видишь насквозь в те же первые минут 15, отчего смотреть «Пожирателей» скорее грустно. Тут есть довольно интересные идеи — например, в один из своих визитов монстр отбирает у девочки способность говорить. Было бы дико круто, если бы они придумали всему этому настоящее мифологическое объяснение — однако ребята берут ровно противоположный курс, а это куда менее интересно. Снято, впрочем, неплохо — и девочка неплохая.
Видения
Любопытный психологический этюд Роберта Олтмана — кино про детскую писательницу, которая настолько запуталась в собственных мужчинах, что у неё немного поплыли границы реальности и фантазий. Прямо страшными «Видения», конечно, не назвать — они скорее тревожные; ну, и пару раз в кадре кого-нибудь убивают. У Олтмана очень здорово получается выстраивать весь фильм изнутри психоза героини — получается такая зыбкая атмосфера непредсказуемости, когда ни в чём, что происходит на экране, нельзя быть уверенным. Ещё тут отличная музыка Джона Уильямса — всем, кто привык его держать исключительно за мастера масштабной лукасо-спилберговской патетики, будет полезно послушать, что он творит здесь.
Святая кровь
В честь того, что в этих Каннах внезапно объявился с новым фильмом Алехандро Ходоровски, решил посмотреть, с чем он туда в прошлый раз приезжал. Это такая история про мальчика из цирковой семьи и его трагических взаимоотношений с цирковыми родителями. Ходоровски, конечно, сюрреалист, но сюрреализм у него по большей части выходит какого-то максимально предсказуемого толка — цирковые уродцы, психушки с деформированными пациентами, отрубленные руки, злачные кварталы с проститутками, глухие гимнастки, членовредительство, всё такое. К тому же сын режиссёра, который тут играет главную роль, актёр, скажем прямо, не самого высокого полёта. Смотреть по большей части довольно мучительно — кажется, что тебе транслируют чью-то школьную фантазию на тему «фильм великого сюрреалиста». Хотя временами Ходоровски просыпается и выдаёт сцены, каких не увидишь больше нигде — например, когда цирковые работники хоронят слона. Таких моментов, впрочем, на всю «Святую кровь» — максимум на полчаса. После такого даже боязно теперь «Крота» пересматривать, по правде говоря.
Мы то, что мы есть
Ещё одно кино из Мексики, только дебют. Сумрачная история про семейство современных каннибалов, живущих в трущобах Мехико, решённая не столько как хоррор, сколько как любопытная помесь чистосердечной семейной драмы и жгуче-чёрной, практически нигилистской социальной сатиры. В плане интонации это такой смертельный номер на канате — потому что режиссёр-дебютант Грау делает главными героями монстров, и потом заставляет нас честно переживать за то, как сложно им доставать пропитание (фильм начинается с того, что на улице умирает папа семейства, который всегда обеспечивал семью из пятерых вместе с ним человек провиантом). И у него получается; потому что «Мы то, что мы есть» не то чтобы прямо про каннибализм, на самом деле, каннибалы у Грау — всего лишь дожатая метафора, люди, которые пошли чуть дальше остальных участников живописуемого Грау социума и стали есть других буквально. Они, если присмотреться, даже не самые страшные участники действия, всего лишь семья, которая стремится сохранить свой уклад на фоне всяческих вторжений со стороны внешнего мира. Сделано с такой балабановской мрачной решимостью; изумительно пошло бы на сдвоенном сеансе с австралийским «Сноутауном» (впрочем, кто бы после таких сдвоенных сеансов выживал, интересно было бы посмотреть). После таких дебютов людей обычно подбирают в Голливуд делать что-нибудь умеренно-жанровое с приличным актёрским составом — и точно, Грау сейчас готовится снимать в Америке фильм «Большое небо», деталей, правда, пока нет. А, да — на «Сандэнсе» в этом году показали и американский ремейк; его делал хороший человек Джим Микл, автор «Земли вампиров», и он, говорят, даже лучше. Круто, если правда.