Главная
>
Статьи
>
Культура
>
«Мир Сибири»-2013: Гости, день 1

«Мир Сибири»-2013: Гости, день 1

13.07.2013
2

Северная психоделия якутов, швейцарский альтернативный джаз, сборная Москвы и Московской области по этнической музыке и расторможенная испанская румба — вот такая была программа первого гостевого дня фестиваля «Мир Сибири».

Открывали гостевой блог постоянные гости фестиваля «Айархаан». Я их, конечно, видел вживую не то четвёртый, не то пятый раз, и они, в общем, не то чтобы особенно изменились. Всё тот же пугающий цикличный минимализм со звукоподражанием животным, всё то же стремительное варганное техно — музыка белой тишины, как очень уместно охарактеризовала в какой-то момент происходящее руководитель ансамбля Альбина Дегтярёва. Ну да, по мозгам бьёт не так решительно, как в самый первый раз — но всё равно производит впечатление. К тому же кое-какие новшества всё же были — были новые костюмы, были новые аранжировки, сделанные на пятерых (раньше Альбина выходила либо с двумя девушками, либо с двумя юношами; в этот раз несколько композиций они исполнили все вместе, впятером), были вещи, сделанные как будто в импровизации, собиравшие сами себя на ходу из разрозненных звуков. Короче, было довольно здорово.

Дальше вышли знакомые нам по «МузЭнергоТуру» швейцарцы из трио Люсьена Дюбуиса — и мне показалось, что в этот раз у меня получилось решить загадку устройства их боевого, дико качающего джаз-рокового гибрида. Штука вот в чём — ритм-секция трио (в данном случае состоящая из барабанщика и гражданина, играющего на баритон-гитаре, которая в разные моменты берёт на себя функцию то баса, то гитары) функционирует в режиме альтернативной тяжелой команды середины 90-х средней степени виртуозности, в диапазоне от условных, прости, господи, Dog Eat Dog до условных Tool. А сверху вместо вокала и песен у них расторможенный джазовый саксофон самого Люсьена. Гибрид получается сногсшибательный — с одной стороны, звучит довольно мощно и забористо, чтобы раскачать хоть целый стадион, а с другой, солирующий джазовый инструмент вечно уводит композиции чёрт знает куда, ритмы внезапно меняются, сбиваются, ритмично поскакать и помотать головой выходит не очень. Лично мне их выступление показалось самым мощным за вечер — в финальной трети, правда, они немного провисли по динамике, но отбились финальной песней, исполненной вместе со своими земляками из группы Leon, которые окончательно увели звучание в сторону альтернативного металла, подверженного шумовым припадкам.

Постоянный гость фестиваля Сергей Старостин по традиции поднялся на сцену «Мира Сибири» в новом составе — в этот раз вместе с бессменными спутниками Марией Лапшиной (которая, по сути, практически растёт на глазах гостей фестиваля) и перкуссионистом Марионом Калдарару со Старостиным играли Сергей Клевенский (дудочки и волынка), Сергей Филатов (клавишные) и Таисия Краснопевцева (вокал и дудочки). Играли привычные старостинские разреженные народные — когда он объявил второй песней Курский народный хоровод, а Калдарару принялся выстукивать почти дабстеповский ритм, в народе и правда принялись водить хороводы. Звучание коллектива Старостина, как всегда, было довольно здоровским, странным, разреженным, с воздухом — правда, в этот раз мне показались лишними клавишные, которые периодически уводили всё благородно-старомодное мероприятие в чистый нью-эйдж. Впрочем, ближе к финалу Старостин спел «Глубоко», и все вопросы опять отпали сами собой.

Завершали первый день испанцы, вернее, каталонцы из коллектива La Troba Kung-fu — страшно энергичные парни, игравшие такой зажигательный коктейль из всего на свете, смешанный на основе каталонской традиционной румбы. Бас, барабаны, акустическая гитара и гармошка — вот какой у них был инструментальный состав; публика резко пошла под них в пляс, но мне, честно говоря, чего-то в них так и не хватило. Отчасти они были сразу на всех похожи — после определённых заходов в их песнях казалось, что сейчас начнётся Ману Чао, или Gypsy Kings, или какая-нибудь группа Elakelaisset. В одном месте и вовсе привиделся призрак великой песни группы «Маркшейдер кунст» про марихуану — и правда, у каталонцев в припеве тоже было что-то про это. Да, сравнения все, наверное, положительные и интересные, но La Troba Kung-fu проигрывала всем этим упомянутым выше группам. Хотя в качестве плясового коллектива для завершения приятного вечера на открытом воздухе они, полагаю, сработали удачно.

Ну, что — на этом пока всё о нашем первом дне. Благодарим за внимание, держим вахту, ждите дальнейших донесений.

Фото Алины Ковригиной

Всегда ваш,
Сергей Мезенов

Рекомендуем почитать