В прошлом году весь мир независимого гитарного рока огорошило новостью — Тёрстон Мур и Ким Гордон, неизменный двойной творческий движок одной из главных инди-групп мира Sonic Youth, прожившие вместе больше тридцати лет, решили развестись. Что же будет с группой — такой настойчивый вопрос стучал в голове у каждого фаната.
Ну, что — теперь нам, наконец, окончательно известно, что именно будет с группой. Да, ничего не будет — все участники квартета наконец-то официально разбрелись по собственным проектам. Первым стартанул Мур — его Chelsea Light Moving выпустили первый альбом ещё в марте месяце, и мы о нём даже успели немножко поговорить.
Второй гитарист группы Ли Ранальдо тоже в конце концов собрал собственную группу — она называется Lee Ranaldo and the Dust, и её дебютный альбом «Last Night on Earth» выйдет в октябре. В группе, кстати, вместе с Ли играет и барабанщик SY Стив Шелли. Первая опубликованная песня «Lecce, Leaving» подозрительно больше похожа на какой-нибудь R.E.M., нежели на SY (по крайней мере, пока песня во второй половине не улетает в космос), но в этом ничего удивительного на самом деле нет — сольные пластинки Ранальдо давно склонялись к такому вот доброму умиротворённому звону.
А что же стало с Ким Гордон, спросит в этом месте пытливый читатель? Гордон тоже не теряла времени даром и ещё в прошлом году стала выступать с новым проектом — дуэтом Body/Head, в котором она играет вдвоём с гитаристом-импровизатором Биллом Нэйсом. Правила очень простые — два человека, две гитары, один голос Ким, море свободы. Дуэт давал импровизационные представления ещё с прошлого года, а этой осенью наконец выпустил первую пластинку «Coming Apart», двойной альбом на десяток треков, который был тоже записан на чистой импровизации. Из всех записей бывших участников SY у Гордон получился самый экспериментальный проект — летаргический гитарный шум, то укачивающий волнами фидбека, то гипнотизирующий блаженными аккордами, то скрежещущий по барабанными перепонкам. Музыка одновременно жёсткая и минималистичная, но странно притягательная — чем больше слушаешь Body/Head, тем сильнее затягивает, будто где-то глубоко под этими гитарными скрипами и стонами запрятана загадочная воронка в неизвестное измерение. Такая же леденящая дыра внутри открывалась в своё время от лучших записей SY — и перестала, кстати, лет семь, что ли назад; и не открывается ни от новой музыки Тёрстона, ни от музыки Ли. В принципе, кидайте в меня, чем хотите, сторонники Sonic Youth, но, может, и стоило распустить великую группу, чтобы снова испытать от музыки кого-то из её участников что-то подобное.