КРЯКК, организованная фондом Прохорова, официально открыта — экспозиционное пространство тоже готово принять зрителей. Попытаемся понять, почему все это обязательно нужно увидеть.
Плакаты Маяковского и Родченко
Тандем Родченко и Маяковского положил начало рекламе в стиле конструктивизма, и в 20-х годах прошлого века совмещение фотографии, графики и агитационных лозунгов стало настоящим прорывом. Крупный шрифт, интересный дизайн, почти иррациональные рифмованные строчки — плакаты подписывались как «реклам-конструкторы», и они действительно выглядят как коллажи, погружающие внимание в многослойность. Рифмы Маяковского невозможно забыть, а в сочетании с зеленым или психоделическим красным (и также большим ребенком, сосками, головой девочки с кривой линией печенья возле рта, летящими железнодорожными составами в пропасти углов, красными «книгами» кричащей Брик, нагромождением форм) — это чистое искусство, не столько встраивающее в головы идеологию, сколько ее иллюстрирующее. Все это вдохновило дизайнеров, иллюстраторов и художников на две «плакатные» акции, посвященные 120-летиям Маяковского и Родченко, которые можно увидеть в Клубе КРЯКК.
«Камень. Ножницы. Бумага»
Собрание театрально-художественных работ лаборатории Дмитрия Крымова «Камень. Ножницы. Бумага» — это выставка на основе музейных коллекций и фондов, которая должна представлять стиль театральной жизни, не демонстрируя классическую интерпретацию (декорации и костюмы), но в прямом смысле погружая в процесс придумывания и изготовления всего этого. Важно, что можно не только послушать-посмотреть, но и потрогать все эти измененные театром предметы.
Иллюстрации к произведению Виктора Астафьева «Царь-рыба»
Книжное издательство «Вита-Нова» известно работой с художниками, на их сайте можно посмотреть огромное количество изображений к самым разнообразным произведениям. Создание иллюстраций для знакомого еще со школы произведения интересно, прежде всего, взглядом издалека — петербургский художник Олег Михайлов в 2010 году совершил путешествие по всему Красноярскому краю вдоль Енисея, и именно эти впечатления потом ожили в 74 картинах о «Царь-рыбе»: от рыбалок, от воды, от тундры («я ковырял ногтем лед, которому миллионы лет»), от леса, от людей, которые его сопровождали. Астафьевская проза очень описательна, наполнена ощущениями знакомого и будничного, поиска волшебства в природе — и обязательной с ним встречи. Иллюстрации не повторяют построчно текст, они улавливают самую суть, и, ценны сами по себе, особенно сделанные в цвете — и невозможно оторваться от оборванной лилии, которая плывет над рыбами, рядом с камнями.
Иллюстрации к произведению Венедикта Ерофеева «Москва-Петушки»
Опять издательство «Вита-Нова», художник Василий Голубев, кроме прочего входящий в состав субкультурной художественной группировки «Митьки», которая воспроизводит в своих работах «городской фольклор» или «поэтику повседневности» (или «балуется», возвращая Ван Гогу уши). Примерно так же сделаны иллюстрации к книге, они по тону чем-то напоминают серию литографий Гойи о снах разума, но на самом деле тут нет, кажется, никакого обличения, только добрая ирония, вытаскивающая за руку самых разных людей и ангелов в центр листа и освещающая их. Достоевский ведет под руку Гоголя, на кухне рассуждают о ценностях — плитка на полу характерно шахматная, золото ангелов стекает по шляпе, над головой — стая птиц. Все это оторочено сверху краем кинематографической ленты, лица перевернуты, улыбаются — рая больше нет! С одной стороны, иллюстрации близки к атмосфере книги (хотя можно не соглашаться), с другой — дают возможность не ассоциировать увиденное с конкретными сюжетами, потому что изображения содержат рассказы, образы и слова из жизни, которые легко прочитываются в ярких лаконичных сценах.