Программа Азиатско-Тихоокеанского фестиваля в Красноярске
В рамках IV международного фестиваля стран Азиатско-Тихоокеанского региона состоится выставка бурятского художника, скульптора, графика, ювелира, члена Союза художников России Даши Намдакова. В преддверии этого события публикуем основные темы творчества художника.
Бурятские сказания
Во многих произведениях Намдакова прослеживается влияние монгольского искусства X-XIII веков. В основном это характерные изображения головных уборов, одежды, оружия, сильно удлиненных масок монголоидных лиц.
В работах Намдакова объединяются шаманские легенды, мифология древних цивилизаций. В основном это образы быков: в скульптуре «Томирис» художник соединяет силу королевы-завоевательницы и быка, предка бурят. Еще в его работах встречается бык Буха-нойон («бык господин»), выступающий как тотемный первопредок, он олицетворяет силы добрых западных богов, воплощается в быка, борется с «пестрым быком» (порождением злых сил). Бык-тотем — архетипический образ для многих культур и отсылает не только к мифологии бурят, но и рисункам пещерных животных, изображается Намдаковым как абстракция или аллюзия на божества Египта.
Воины
Воины в произведениях Намдакова разные: это какие-то исторические образы или наоборот — созданные легендами; имеющие вид старцев, согбенных и уставших, или наоборот, величественных, готовых к борьбе.
Женщины
Большое количество работ художника посвящено женщинам — они нежны, хрупки, утонченны, изящны. Женщина для Намдакова синонимична фантазии, соединяет в себе природное начало и человеческое, стихию и красоту. Волосы могут показываться как морская раковина («Жемчужина»), высокие головные уборы отражают сохраняющуюся суть древних цариц («Кокон»). Женщины создают пространство мечты, сна, становятся образами-грезами.
Золото и бронза
Искусство обработки бронзы Намдаков заимствовал на Востоке — у древних китайцев и литейщиков Азии: тщательная проработка поверхности, цветные пленки, придающие ощущение старины. Золото и бронза — священные и ритуальные материалы на Дальнем Востоке: золото позволяет дарить власть владельцам. Гладкое золото сочетается с неполированным, почти необработанным. Изделия дополнены драгоценными или полудрагоценными камнями. Даже самые простые изделия имеют контекст — формы и способ обработки восходят к чему-то сложному. Бронза тоже имеет разную фактуру в произведениях художника: «Нефертити» гладкая, а, например, обработка коня Модэ (любимый конь хана — завоевателя империи Хуну, которого тот казнил для демонстрации власти) показывает его жесткую природу.
Зооморорфизм
В работах Намдакова часто встречается наделение животных человеческими качествами (в том числе изображение богов в образах животных). «Мать» — пантера, держащая своих детей, вся проникнутая эмоцией защиты, охраны потомства, «Царица» — пантера или львица, воплощение величия (ее голова, по мнению исследователей, напоминает зооморфные образы древнего Ирана или росписи керамики II века до н. э.). Кроме этого, в скульптуре Намдаков изображает кентавров — наполовину людей, наполовину лошадей — эти обычно воинственные существа у художника спят.
Кони
Особое место в искусстве Намдакова занимают кони: под всадниками и всадницами («Всадник», «Свет Шамбалы», «Похищение»), и кони как самостоятельные персонажи («Стихия», «Конь Модэ»). Животные изображаются огромными, мощными, на их фоне человеческие фигуры кажутся беззащитными, хрупкими. Кони тоже часть мифологии: конь Модэ, конь Сэтэр с огненными глазами не признавал седла и узды, носил только невидимого бога войны. Грация, присущая лошадям, их движения, полет священны для монголов и бурят и становятся неотъемлемой частью мира художника.
«Монгол»
Сергей Бодров-старший пригласил Намдакова создать художественный дизайн фильму «Монгол», рассказывающему о жизни Чингисхана. По рисункам удалось воссоздать характерный графический образ монголов, скачущих воинов, оружие и доспехи для фильма выковали в его мастерской. В 2008 году фильм номинировали на Оскар как «лучший фильм на иностранном языке», тогда же Намдаков получил «Нику» за «лучшую работу художника» и «Белого слона». Художник вспоминает, что Бодров дал указание «хочу видеть фильм твоими глазами», он всячески пытался помочь, но на премьере не смог смотреть фильм, потому что видел всю механику и расстраивался, правда, потом пересмотрел и остался доволен. После «Монгола» были и другие предложения, но художник больше не собирается работать в кино, потому что не чувствует себя профессионалом, а «Монгола» согласился делать, потому что тема слишком близка.
Монументальная скульптура
Для Намдакова огромное значение имеет процесс встраивания собственных скульптур в пространственный контекст. Художник не только делает выставки в закрытых помещениях, но и постоянно получает заказы на уличную скульптуру. «Когда попал в Европу, я удивился, как непохожа их скульптура — любая — на нашу. Чтобы понять Генри Мура, понадобилось много времени, он совершил во мне просто революцию... Мне кажется, что любая скульптура должна приносить эстетическое удовольствие. Хочется, чтобы скульптуры „вжились“ в пространство». Спроектированные монументы имеют очень большие размеры — «Четверо дружных» в Агинске — 3,5 метра и 1 метр постамент (внушительная высота для этого города), царица Тамарис в Астане — длина 12 метров, высота 10, размах рогов быка — 8,5.
Религия
В произведениях Намдакова постоянно появляются образы, связанные с этническим самосознанием, силами природы, кочевниками, степями, шаманизмом, «вечностью», тибетским буддизмом. Буддизм воспринят через воспитание: это образы лам, играющих на музыкальных инструментах («Ритуал»), четкое разделение на мужское и женское, неразрывность человека и природы. Буддийские традиции воплощает скульптура «Четверо дружных», скульптура «Маленький Будда» в Иволгинском дацане.
При этом Намдаков говорит, что он не буддийский художник: все действия буддийского художника должны быть подчинены одной цели: выразить отношение верующего к религии. «Все представленное на моих выставках сегодня — это светское искусство», художник говорит, что не изучал глубоко и подробно традиции, историю, религиозные каноны, и даже если это выглядит как экзотика для людей, не знакомых с бурятской культурой, это не всегда именно буддизм.
Скифо-сибирский звериный стиль
В образах Даши Намдакова легко узнаются отдельные черты скифо-сибирского звериного стиля (манера изображения животных, которая была широко представлена в культурах позднего бронзового и раннего железного века евразийских степей, включая и территорию Южной Сибири). Примерами конкретных изображаемых поз могут служить свернувшийся калачиком кошачий хищник, олень с подогнутыми ногами и откинутыми на спину рогами, копытные животные, стоящие на кончиках копыт.
Все это достаточно пластично изменяется в руках художника: звери перетекают из одного в другого, один зверь или маска составлены из множества деталей. Еще одним подтверждением использования этого стиля может служить выставка «Вселенная кочевников» (Пекин, 2004 год), когда одновременно показывали археологические памятники скифо-сарматского искусства, предметы шаманского культа и — работы Даши Намдакова.
Сны
Художник постоянно говорит, что образы посещают его по ночам, «когда сознание находится в пограничном состоянии между реальным миром и миром, населенным иллюзиями и духами».
После этого появляются произведения, изображающие нереальных существ, зачаровывающие своей замедленностью, сказочностью, фантастичность. Они похожи на сновидения, но они становятся вполне реальными.
Укурик
Место рождения художника — село Укурик, Забайкалье. Он родился в семье, принадлежащей к древнему роду кузнецов-дарханов, из которой выходили лучшие художники, мастера, ювелиры. До 7 лет Намдаков не говорил на русском языке. Художник был шестым ребенком, отец научил всех детей видеть прекрасное в собственном прошлом и в окружающей природе, показал, как делать разные вещи своими руками (дом, буддийские ритуальные скульптуры из дерева). Братья и сестры художника тоже стали мастерами, помогают художнику создавать произведения. Единственное украшение, которое он носит — серебряное кольцо, сделанное братом.
Чингисхан
По словам художника, тема Чингисхана является для бурята запретной, табу, которое «не хотелось нарушать». Но она настолько привлекает художника, что он постоянно обращается к ней. Впервые образ Чингисхана, сливающийся в легендах с образом коня Сэтэр, появляется в 2000 году, в 2003 правитель изображен как буддийское божество (создатель монгольского государства).
После нескольких ювелирных изделий, рисунков, к одной из своих выставок Намдаков поставил скульптуру из бронзы в Лондоне — на выходе из Гайд-парка. Чингисхан здесь — сильный правитель, с короной, завитыми рогами, со священным монгольским оружием.
Шаманизм
Художник сильно увлекается шаманизмом, общается с шаманами. В детстве Намдаков болел в течении семи лет, перенес четыре операции: «много раз умирал, ползал на локтях, потому что ноги не слушались. И меня привезли к одной шаманке. Провела обряд. На следующее утро я проснулся совершенно здоровым». Теперь шаманы часто становятся героями произведений: «Шаман», «Хозяин» — словно фантастические гости из прошлого. Художник говорит, что, будучи погруженным в эту среду, наполняет свои произведения определенной энергией: «один шаман, пришедший на мою выставку, просто пулей вылетел из зала: ему стало невозможно находиться около моих скульптур. Это очень тонкие вещи».