Сын обречён жить в проклятье и несчастье, если предал отца. Все государства на территории сегодняшнего Узбекистана исторически уничтожали всё, что напоминало о прежнем правителе. Потому, начиная с 1509г. государство и утратило своё былое величие и просвещение. То же "сделала" и Русь, трижды переписав свою летопись, уничтожив церкви, втоптав в грязь: Ленина, Сталина, Хрущёва, Брежнева, Горбачёва, Ельцина. Скоро, стало быть, и Путина втопчат. "Достойная" судьба для "достойных" наследников. И Россия, и Узбекистан. И ещё... Я - узбек, получивший первое высшее образование в Томске. Преподаваший в Казахстане. Будучи куда более образованным человеком и знающим русский язык, историю и культуру России, вынужден был покинуть Россию из-за постоянных шовинистких выпадов. Согласен с тем, что шовинизм - это удел нации без корня в целях доказательства себе, что он есть.
Не надо тут чушь нести! все нормально в Узбекистане, руссий с узбеком живут как братья ,и никто никого не обделяет в чем бы то ни было! а то что сносят памятники ,правильно делают коммунистическое время нужно забыть... а то что нужно все там прекрасно помнят и детей своих учат...
ВОПРОСУ= Названия всех наций - существительные и только РУССКИЙ - прилагательное. А значит, русским можно не только родится, но и стать. Кто думает и говорит по-русски, кто не мыслит себя без России, а Россию без себя, для кого Россия не страна пребывания и заработка, а родной край - тот русский. Огромное количество немцев, шведов, поляков, татар, грузин и армян по крови стали русскими по духу. Сталин, несмотря на все его грехи, сделал для страны за 20 лет больше, чем нынешние "русичи" - медвепуты за тот же срок.
Да, Вы русский! И никто Вас из России выгонять не собирается! Просто правоверные мягко говоря задолбали! Да и геноцид русских им тяжело простить! Вы русский, слава Богу что Вы православный а не муслик!
Я вот с виду этнический чурка,смуглый ,черноволосый с карими глазами ,отец родом из Дагестана ,мать русская из Псковской области, родился я в 1975 и вырос и живу среди русских.Имя и фамилия у меня русское. Привились мне, скажем так русские ценности и культура , образование у меня соответственно русское. Я так же крещеный – православный христианин ,каждую неделю хожу в православный храм. Говорю на чистейшем русском ,дагестанский язык не знаю . Так кто же я ? Как определяется чурковатость, внешней этнической принадлежностью, или же все-таки состоянием души?Меня будут за это выгонять с России?
Заметьте, очень часто народы которые не имеют своей исторической и национальной основы, самые активные в национализме и уничтожении всяких следов тех кто строил и создавал им и для них! Те кто из себя ничего не представляют, кричат о себе громче всех - это уже давно факт на лицо (те,кто жил в национальных республиках,меня поймут) . Правильно было бы помочь всем русским от туда переехать в Россию, а узбеков всех отправить туда, на их великую родину в навоз к ишакам в кишлаки и не пускать в Россию и не строить для них ничего. Как говорят друзья познаются в беде,так вот когда у русского народа наступили тяжёлые времена,то мы увидели "тех настоящих друзей"! Так что,думаю в дальнейшем с этим отребьем нам не по пути будет.
Кремлёвская внешняя политика сильно напоминает поведение дешёвки, которая готова встать в любую удобную для клиента позицию. При существующей власти ни о каком НАЦИОНАЛЬНОМ ДОСТОИНСТВЕ не может быть и речи. О Россию во всём мире ноги вытирают, даже бывшие "братья" хвост поднимают. Эстония и Литва выкатывают территориальные претензии, Узбекистан сносит памятники. Каримов заврался и зарвался. Какие к чёрту 2200 лет Ташкенту? Во времена бурной молодости Тамерлана это был кишлак Шаш, это на Шашской дороге Тимур караваны грабил и место где обычно он ждал караван, мимо пройти физически НЕВОЗМОЖНО, называется Тамерлановы Ворота. Не понятно как Самаркандский таджик Каримов взял и изменил национальность самого грозного завоевателя, покорившего полмира Тимура на узбека. Бек Шахризябский - узбек, мне смешно.
АРХИСТРАТИГ славянской рати, Безукоризненный герой! Под кровом Божьей благодати Да совершится подвиг ТВОЙ! Да сохранит в борьбe кровавой ТЕБЯ Всевышнего рука, И память дел ТВОИХ со славой Пройдёт в далёкие века! Узбекистанец, такие стихи разместил А.Михайлов в эпиграфе к биографическому очерку о М.Г.Черняеве. Они как нельзя лучше говорят о выдающемся полководце.
И Кавказец ( сын Грузинского Народа)Кантария Мелитон Варламович(1920—1993)Герой Советского Союза. — младший сержант Красной Армии, вместе с Русским сержантом Егоровым-Героем Советского Союза НЕ ВОДРУЗИЛ бы Знамя Победы на крыше немецкого рейхстага рано утром 1 мая 1945 года.
Только эти люди "завоеватели"- за свои деньги завозили Вам саженцы со всего Света...Строили больницы и лечили ваших детей...А люди герои ВОВ-они то тут при чём? Они за Родину воевали, за свой кишлак в том числе, а не за Московский Кремль-который они только на картинке и видели. Служил с узбеками толковые ребята в основной массе. Дай им бог и аллах здоровья! А правителям вашим мудрости предков, а не собственной глупости.
Черняев и другие ему подобные были завоевателями и не мало крови на их руках наших предков эти люди герои России а не Узбекистана так же Амир Темур герой нашего народа а не России! будьте объективны каждый строит свое государства и не кто не указывает что им где строить или разрушать! Ташкент не русский а узбекский! ваши имперские амбиции засуньте куда надо!
Сердца русского Ташкента больше нет. На днях властями Узбекистана под прикрытием полицейских кордонов изрублен центральный сквер бывшей столицы Туркестана (в первородстве Константиновский, затем Революции, ныне Амира Тимура): потрясающие по могучей энергетике и красоте аллеи вековых платанов, сотни исторических дубов, каштанов, ясеней, айлантусов, посаженные ещё в 1880-е годы по инициативе второго генерал-губернатора Туркестана героя Малахова кургана, уважительно прозванного жителями Средней Азии «Ташкентским львом», генерала Михаила Григорьевича Черняева. Сквер, дававший надёжную тень в жаркие месяцы и питавший кислородом самый крупный мегаполис Средней Азии, сегодня «очищен» властями от наследия русского периода истории: в нём оставлены лишь жиденькие молодые деревца эпохи Мустакиллик (Независимости), своим хрупким дрожащим от ветра видом призванные подчеркнуть доминирующую теперь над центральной площадью громаду конного памятника Тамерлану (Железному Хромцу, Амиру Темуру) – кумиру бессменного узбекского президента, жестокому и деспотичному завоевателю Азии, в войне с золотоордынским ханом Тохтамышем угрожавшему Москве. Вслед за этим 19 ноября власти варварски сравняли с землёй выходившее на Сквер здание православной церкви Александра Невского (храм после революции не действовал, но был капитально отремонтирован и продолжал оставаться в реестре памятников, охраняемых государством), построенной в 1898 году по проекту известного российского архитектора Алексея Бенуа, автора таких архитектурных жемчужин Ташкента, как здания мужской гимназии на Сквере (ныне Юридический институт), лютеранской кирхи и дворец Великого князя Николая Константиновича Романова (ныне дом приёмов МИД Узбекистана). На следующий день после трагедии в Ташкенте состоялись торжественные мероприятия по случаю 15-летия образования Русского культурного центра Узбекистана, декларирующего представительство интересов миллиона проживающих в республике русских. В Государственном Академическом театре им. Алишера Навои (в двух шагах от Сквера) состоялся торжественный вечер, посвящённый этому событию, на который были приглашены представители различных министерств и ведомств, государственных и общественных организаций Узбекистана, региональных объединений российских соотечественников, иностранные дипломаты и работники узбекских и зарубежных СМИ. Временный поверенный в делах России В.И.Серазев зачитал собравшимся поздравительное послание министра иностранных дел России С.В.Лаврова. С приветствиями к Русскому культурному центру и российским соотечественникам обратилась начальник управления Федерального агентства по делам СНГ, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству России Т.С.Мишуковская. 21 ноября российским посольством и представительством Россотрудничества был дан приём в честь пятнадцатилетия образования РКЦУ. На всех этих мероприятиях, проходивших в буквальном смысле под гул бульдозеров, не прозвучало ни слова (!) в защиту памятников Русского Мира. А когда сытые и довольные участники приёма разошлись, в ночь с 21 на 22 ноября в Ташкенте был демонтирован, разрезан на части и вывезен в неизвестном направлении памятник Защитнику Родины в виде советского солдата, расположенный перед зданием музея вооружённых сил Узбекистана (ранее музей Туркестанского военного округа). Вместе с ним был уничтожен Парк Боевой Славы: демонтированы и вывезены все украшавшие его бюсты узбекистанцев-Героев Советского Союза, военная техника периода Великой Отечественной войны (танки Т-34, знаменитая "Катюша", орудия и самолёты военных лет), срублены многолетние чинары, клёны и тополя. Официальная Россия продолжала хранить молчание. Более того, на официальном сайте Посольства РФ в Узбекистане в новостях от 23 ноября была вывешена поздравительная реляция Посольства в честь 15-летия Русского культурного центра Узбекистана. В ней особо подчёркивается «присущая Узбекистану межконфессиональная и межнациональная толерантность» и отмечено, что деятельность Русского культурного центра пользуется в Узбекистане «широкой поддержкой государства». А 24 ноября последовал очередной толчок рукотворного «землетрясения»: в Ташкенте было снесено построенное в 1930-х годах четырёхэтажное здание, в котором с 2002 года располагалось гостиница «Пойтахт» («Столица») – одно из лучших произведений ташкентской архитектуры советского периода, выстоявшее крупнейшее землетрясение 1966 года. Ликвидация всех этих объектов происходила под усиленной охраной сотрудников милиции и спецслужб, всемерно препятствовавших фото- и видеосъёмке, из чего вытекает, что власти прекрасно понимают, что эти действия являются неприкрытым вандализмом. Происходящее невозможно расценивать как обычную реконструкцию центра города. Многие наблюдатели считают, что власти суверенной республики всерьёз вознамерились окончательно избавиться от следов «колониального прошлого». Большинство наблюдателей сходятся на том, что всё это происходит по инициативе президента Ислама Каримова, пожелавшего открыть пространство перед выстроенным к 2200-летнему юбилею Ташкента помпезным дворцом Форумов, которое заодно бы насквозь простреливалось (общеизвестна его боязнь возможных покушений). Другая версия уничтожения исторического и культурного пласта «нового города», высказанная неподцензурным узбекистанским сайтом Uzmetronom, заключается в том, что к двадцатой годовщине образования Республики Узбекистан власти стремятся ликвидировать все следы присутствия на этой территории Российской империи, а также пребывания Узбекской ССР в составе СССР. Между тем следует подчеркнуть, что сохранение историко-культурного наследия не имеет никакого отношения к укреплению национальной независимости и государственности. К примеру, во французском Эльзасе, столетиями бывшем «яблоком раздора» между Францией и Германией, после Второй мировой войны сохранены все топонимы и культурные памятники, связанные с его пребыванием в составе Германии (кроме, разумеется, пропагандирующих нацистскую идеологию). В Ирландии в знаменитом Дублинском замке, в зале приёмов правительства, спокойно висит мемориальная доска в честь торжественного приёма, устроенного там в честь юбилея британской королевы Виктории – и это несмотря на то, что Ирландия принципиально не вступает в НАТО, поскольку в этом блоке участвует её бывшая метрополия – Великобритания. Об отношении же народа Узбекистана к советскому «колониальному» прошлому наглядно свидетельствуют результаты проведенного в 1991 году всесоюзного референдуме о сохранении СССР: в нём участвовало 95,4% граждан Узбекской ССР, из них 93,7% проголосовало за Союз. Только после того, как всё было кончено, раздались официальные комментарии узбекской стороны, да и то лишь для зарубежной аудитории (в Ташкенте до сих пор газеты, телевидение и радио хранят по этому поводу гробовое молчание). 25 ноября посол Узбекистана в России Ильхом Нейматов заявил корреспонденту ИТАР-ТАСС, что памятник советскому солдату и вся экспозиция будут возвращены на место «после реставрации… к празднованию 65-летия Победы» (удивительная «реставрация» – с распиливанием шестиметровой фигуры Медного солдата на пять частей и вырубкой Парка Боевой Славы!) По странному стечению обстоятельств это произошло сразу после того, как представитель прокремлёвского молодёжного движения «Наши», на волне поднявшегося в России общественного возмущения вандалистскими актами в Ташкенте, провёл одиночный пикет протеста возле посольства Республики Узбекистан в Москве, по сути передав Ташкенту неформальный сигнал предупреждения из Кремля. Причём утверждал г-н Нейматов совершенно противоположное тому, что сообщил РИА Новости несколько дней назад официальный источник в минобороны Узбекистана. Военный аноним отчеканил тогда, что памятники убраны, поскольку они «не совпадают с содержанием экспозиции Музея вооружённых сил, которая отражает историю вооружённых сил и военного искусства народов Центральной Азии, а также современный период развития вооружённых сил Узбекистана». Узбекский посол заявил также, что снесённый в Ташкенте храм ХIХ века «не имел никакого отношения к церкви». Между тем исторические документы свидетельствуют: церковь во имя благоверного великого князя Александра Невского была возведена в 1898 году и служила храмом добрую четверть века, пока её колокольню не снесли большевики. После войны здание как памятник архитектуры находилось под охраной государства, причём и в советское, и в постсоветское время. По информации российского издания «Время новостей», еще в 2005 году узбекские власти предлагали российской дипмиссии передать в российскую собственность здание бывшего храма, но ответа не получили. Впрочем, было бы странно, если бы данное предложение тронуло душу тогдашнего российского посла, известного представителя властной элиты Татарстана Фарита Мубаркшевича Мухаметшина или и.о. руководителя Посольства РФ после его отъезда (в октябре 2008 года) Вазыха Ибрагимовича Серазева. Конечно, назначение человека исламской культуры послом многонациональной и многоконфессиональной Российской Федерации в исламской стране – явление вполне естественное. Вот только по присущей дипломатическим отношениям взаимности стоило бы ожидать назначением послом или, на худой конец, высокопоставленным дипломатом Узбекистана в России человека православной культуры, каких в этой стране и сегодня более миллиона. Да только искать русских, тем более православных, среди послов, дипломатов или иных высоких чинов многонационального Узбекистана – дело совершенно неблагодарное, если не сказать бесполезное. А что же официальная Россия? Её реакция на уничтожение памятников русской и советской истории в Ташкенте появилась лишь 26 ноября, когда все вышеуказанные культурные объекты были варварски разрушены. Целиком в русле заявления посла Узбекистана в Москве посольство России в Узбекистане устами упомянутого выше временного поверенного В.И.Серазева выразило надежду, что монумент Защитнику Родины в Ташкенте вернётся на своё место после реставрации. При этом российский дипломат отметил, что Парк Боевой Славы, в котором находился монумент, «не использовался как мемориальный»(?!). Высказался г-н Серазев и о сносе здания бывшей православной церкви Александра Невского. Вслед за послом Узбекистана в Москве он указал, что «здание не имело культового значения». В этой связи, по словам российского дипломата, снос здания «никоим образом не нанёс ущерба чувствам верующих (?!), хотя стоит напомнить, что здание было в реестре охраняемых государством объектов». Пресс-секретарь посольства России в Ташкенте Данис Ринатович Баширов пошёл ещё дальше: он вступился за власти страны пребывания, сославшись на их обещание вернуть отреставрированные памятники на свои места и объяснив, что «в центре города идёт реконструкция». Г-н Баширов заявил также, что вся эта «шумиха» во многом вызвана погоней некоторых журналистов за «жареными фактами», как передаёт его слова ИТАР-ТАСС. Тогда же, 26 ноября, очевидно, чтобы замять назревавший, но невыгодный обеим высоким сторонам скандал, замминистра иностранных дел России Григорий Карасин принял посла Узбекистана Ильхома Нейматова. По официальной информации, «в тёплой дружеской атмосфере» они обсудили «актуальные вопросы российско-узбекских отношений». То что произошло в последние дни с русским Ташкентом, легче всего вписать в кадры военной хроники. Но ужас происходящего в том, что всё это свершилось в мирное время в государстве, имеющем двусторонние договоры о стратегическом партнёрстве и союзнических отношениях с Россией. Заметим, что узбекские власти, едва стабилизировав отношения с Западом после их острейшего кризиса в контексте кровавых Андижанских событий, не замедлили продемонстрировать своё пренебрежение памятью о совместной с Россией имперской и советской истории. Ещё 12 апреля 2008 года в центре Ташкента по распоряжению президента Ислама Каримова был демонтирован знаменитый памятник Дружбе Народов – скульптурная группа, установленная в 1982 году в честь большой семьи кузнеца Шаахмеда Шамахмудова, который вместе с женой Бахри Акрамовой в годы Великой Отечественной войны усыновил 15 детей-сирот разных национальностей. Подвиг добросердечного кузнеца стал олицетворением милосердия и гуманизма узбекского народа. Монумент Дружбы народов, перенеённый на безлюдную окраину Ташкента, ныне зарастает бурьяном. А 7 мая 2008 года, как раз в день инаугурации в Кремле нового президента России, одна из центральных магистралей Ташкента – улица Пушкина, носившая это название с ХІХ века, – была переименована в улицу Мустакиллик (Независимости). Примерно в то же время «дружественный» Ташкент демонстративно обновил музейную экспозицию, посвящённую жертвам российского и советского «колониального» прошлого. Тем не менее 17 октября 2008 года президент России Дмитрий Медведев назначил посла РФ в Ташкенте (2003-2008 гг.) Фарита Мухаметшина, очевидно, в знак признания заслуг последнего в развитии отношений с Узбекистаном, главой вновь созданного Федерального агентства по делам СНГ, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству, а спустя месяц – ещё и своим спецпредставителем по связям с государствами-участниками СНГ (кстати, в 1995-1999 гг. Ф.Мухаметшин был, наоборот, полномочным представителем Республики Татарстан при президенте России). Ему, таким образом, вручены Кремлём полномочия по защите российского наследия и интересов Русского мира за рубежами Российской Федерации. А между указанными «звёздными» назначениями 12 ноября 2008 года Узбекистан приостановил своё членство в главном интеграционном объединении с участием России – ЕврАзЭС, сославшись на «недейственность организации». Фарит Мухаметшин в своей статье от 19 августа т.г. в правительственной "Российской газете" особо отмечал, что с созданием возглавляемого им Федерального агентства «выделение в государственной политике России такого стратегического аспекта, как международное гуманитарное сотрудничество и придание ему институционального формата, стало частью ответа на вопрос "Что делать?»... Как ответили на этот вопрос власти «союзнического» России Узбекистана, мы описали выше. В той же статье Ф.М.Мухаметшин заверяет, что «сегодня Россия располагает необходимыми концептуальными и интеллектуальными ресурсами для активной, я бы сказал, лидирующей роли в международной гуманитарной деятельности. И здесь многое зависит от скоординированности усилий участников этого процесса на всех уровнях: государственном, межведомственном, общественном". Так где же эти ресурсы, где задекларированная с высокой трибуны «скоординированность усилий» и кто компенсирует непоправимый ущерб культурному наследию Русского мира, межконфессиональной и межнациональной толерантности, нанесённый современными гуннами, рядящимися в тогу «друзей России»? Всё вышеуказанное выглядело бы театром абсурда, если бы государство Российская Федерация было русским по национальному духу, как, например, немецкая по духу Германия, французская по духу Франция, итальянская по духу Италия или польская по духу Польша. Ведь в соответствии с частью 2-й статьи 1 Конституции РФ, «наименования Российская Федерация и Россия равнозначны», а название Россия происходит от греч. Ρωσία: так в Византийской империи называли Русь. Согласно переписи населения 2002 года русские составляют около 80% населения Российской Федерации. Но в том то и дело что современная Российская Федерация, прячущаяся за византийское название Руси, есть лишь исторический обрубок последней, причём с доминирующей ордынской (или как модно сегодня в кругах российской элиты) евразийской традицией и порядком, покоящемся, по определению великого русского мыслителя В.И.Вернадского, «на трёх китах: централизм, абсолютизм, бюрократизм». Катастрофа Гражданской войны 1918-1922 гг. привела к тому, что практически весь тонкий европеизированный слой русской элиты «Петровского периода» был либо физически уничтожен, либо изгнан за пределы Советской России (в одном Берлине в начале 20-х годов проживало около 300 тыс. белоэмигрантов, в Париже – 100 тыс.). Москву – оплот советской номенклатурной элиты – заполонили выходцы из национальных республик и окраин, получившие доступ к высшим партийным и государственным постам и десятилетиями формировавшие свои семейные, родовые и племенные кланы под прикрытием доктринерских лозунгов о пролетарском интернационализме. Сегодня говорить о русских ценностях, цивилизации и традициях Русского мира в кругах московской бюрократии считается «дурным» и «неполиткорректным» тоном. Гораздо популярнее, вернувшись из Куршавеля в свои «пентхаузы» и «евроособняки» на Рублёвке готовить очередной «ответ Чемберлену» в лице НАТО и ЕС, обвиняя последних в «антироссийских происках». В такой системе ментальных и ценностных координат дружба правителей – абсолютная ценность, а права человека – «европейская химера». Разрушение культурной и экологической среды обитания «подданых» – незначительное неудобство по сравнению с «планов громадьём» сильных мира сего. Вот почему и гуманитарные вопросы в политике Российской Федерации выходят на ведущее место лишь в тех редких случаях, когда в других вопросах терять, по большому счёту, нечего. Так было с крохотной, но строптивой Эстонией, в военно-стратегическом и политическом плане представляющей «отрезанный ломоть», отошедший под зонтик НАТО, а в экономическом лишь составляющей конкуренцию российским портам на Балтике, особенно в перевалке энергоресурсов. Вот почему Кремль, когда-то «не моргнув глазом» оставивший на произвол судьбы сотни тысяч русских Прибалтики, до сих пор лишённых гражданства, ныне демонстрирует неподдельное возмущение переносом эстонскими властями Бронзового Солдата. А Таллин и его североатлантические покровители воспринимают это с «нордическим спокойствием». Совсем иное дело – близкий по духу, «евразийский» властитель, контролирующий в союзе с «Газпромом» основные потоки газа из Центральной Азии. И как близка, совсем в духе реанимации культа Сталина и Ивана Грозного, его забота о культе Тамерлана! Между тем бедой подавляющего большинства русских организаций Украины является их апелляция к Российской Федерации как «своему государству. С одновременным противопоставлением ей страны, которая сейчас называется «Украина», но которая является историческим и этническим ядром Руси, как государства, в котором они вынуждены жить в силу сложившихся, не зависящих от них обстоятельств (распад СССР). Причём такой подход предлагается не только в отношении этнических русских, родившихся на территории современной РФ, но и в отношении русскокультурных граждан Украины (включая паспортных украинцев), исконно проживающих на территории современной Украины и не имеющих в современной РФ даже дальних родственников. Искусственность и антиисторичность такого подхода очевидна: получается, что «Украина», включающая в себя по сути исторический центр Руси, огромный массив исторических русских земель с многовековыми традициями русской (руськой) культуры (от Почаева и Карпатской Руси до Севастополя и донских станиц Донбасса) не является культурной и этнической родиной российских соотечественников, а, скажем, Сибирь, Кавказ или Камчатка являются. Более того, такой подход к Украине как стране-мачехе не позволяет отстаивать те ростки русскости, которые, несмотря ни на какой официоз, всё равно пробиваются у нас во всех сферах государственной и общественной жизни. Достаточно вспомнить, что мы празднует и День Крещения Руси, и День Победы, и день освобождения Киева от фашистов (6 ноября), и День славянской письменности и культуры, и все православные двунадесятые праздники по одному с Россией календарю. Характерно, что официальная российская политика в отношении соотечественников на Украине до сих пор ничем принципиально не отличается от указанной политики в отношении соотечественников в других постсоветских регионах: Прибалтике, Центральной Азии, Закавказье. В основу данной политики положен тезис о том, что этнической родиной российских соотечественников является исключительно современная Российская Федерация, что верно лишь отчасти. Как ни парадоксально это звучит, но данный тезис, унаследованный от милых русофобам ельцинских времён, полностью вписывается в идеологию... украинского национализма от Ющенко до Жулинского: русские в Украине – национальное меньшинство, такое же, как немцы, румыны или цыгане. Их (русских) этническая родина – Российская Федерация, а Украина – этническая родина украинцев, поэтому политика Украины во всех сферах должна быть «украинской». Таким образом, по сути официальная политика Российской Федерации, курируемая МИД РФ, до сих пор основывается на фактическом отрицании Руси как этнической родины русского народа (в противовес исторической правде предлагая ограничить её скроенной русофобами Лениным и Троцким территорией РФ), в отличие например от соборной в отношении немцев ГДР (и увенчавшейся полным успехом!) политики Федеративной Республики Германии эпохи Берлинской стены. Между тем, как известно любому непредвзятому историку, территория Руси представляла первоначально (9 в.) небольшой участок днепровского Правобережья с центром в Киеве и южной границей по реке Рось. Вплоть до конца XVIII вв. руський (руский, западнорусский) язык был письменным языком (грамоты, литературы, переписки, официальных документов) на территории Малой, Червонной и Белой Руси, в частности крупнейших духовно-культурных центров всего Русского мира – Киево-Печерской Лавры и Киево-Могилянской академии. Малороссийские просветители Мелетий Смотрицкий (автор первой подробной грамматики церковнославянского – основы современного русского литературного языка), Епифаний Славинецкий, Дмитрий Ростовский (в миру Даниил Саввич Туптало), Стефан Яворский (местоблюститель Патриаршего престола), Феофан Прокопович (первый вице-президент Священного Синода и по смерти Стефана Яворского — его фактический руководитель), Василий Капнист, Григорий Сковорода являются одними из центральных фигур общерусской культуры XVII-XVIII столетий. Так правомерно ли русским и русскокультурным гражданам Украины считать бóльшую часть своей большой этнической родины – Руси – настоящей родиной, а меньшую её часть – мачехой, даже если с последней связана едва ли не вся их родословная и собственная биография? 18 лет независимости, в которые и в Украине, и в России правили по три президента, позволяют выделить определённые закономерности цивилизационного развития двух стран, торящие путь через стихийную игру субъективных факторов. Для России это неуклонная тенденция к имперскому евразийству и авторитаризму как альтернативе проевропейскому либерализму. Нарастание этатистски окрашенного патриотизма в России на фоне усилившихся после «Оранжевой революции» либеральных практик в Украине объективно усиливают цивилизационный дрейф двух стран друг от друга. «Оранжевая» революция имела место не в экономике, не в «производственных отношениях», поскольку не произошло никакого пересмотра отношений собственности между основными социальными группами. Но революция произошла в нравственности, мировоззрении, на земле Киевской Руси брошен вызов эре авторитаризма азиатско-советского типа, соборности «по понятиям». Леонид Кучма не так давно назвал свою нашумевшую книгу «Украина – не Россия» . По нашему убеждению, напротив, нынешняя «Украина» есть Русь, мучительно, через все тернии возвращающаяся к исконным традициям вечевой демократии, самоуправления, уважения к свободе личности и собственности, к своим доордынским, подлинно русским корням. Игорь Пиляев, доктор политических наук, председатель Киевской городской организации партии «Русь», специально для "Руськой Правды"
Ты - Русский.
Безукоризненный герой!
Под кровом Божьей благодати
Да совершится подвиг ТВОЙ!
Да сохранит в борьбe кровавой
ТЕБЯ Всевышнего рука,
И память дел ТВОИХ со славой
Пройдёт в далёкие века!
Узбекистанец, такие стихи разместил А.Михайлов в эпиграфе к биографическому очерку о М.Г.Черняеве. Они как нельзя лучше говорят о выдающемся полководце.
какой?...
А мы прорвёмся-без бывших.
куда?...
эти люди герои России а не Узбекистана так же Амир Темур герой нашего народа а не России!
будьте объективны каждый строит свое государства и не кто не указывает что им где строить или разрушать! Ташкент не русский а узбекский! ваши имперские амбиции засуньте куда надо!
Вслед за этим 19 ноября власти варварски сравняли с землёй выходившее на Сквер здание православной церкви Александра Невского (храм после революции не действовал, но был капитально отремонтирован и продолжал оставаться в реестре памятников, охраняемых государством), построенной в 1898 году по проекту известного российского архитектора Алексея Бенуа, автора таких архитектурных жемчужин Ташкента, как здания мужской гимназии на Сквере (ныне Юридический институт), лютеранской кирхи и дворец Великого князя Николая Константиновича Романова (ныне дом приёмов МИД Узбекистана).
На следующий день после трагедии в Ташкенте состоялись торжественные мероприятия по случаю 15-летия образования Русского культурного центра Узбекистана, декларирующего представительство интересов миллиона проживающих в республике русских. В Государственном Академическом театре им. Алишера Навои (в двух шагах от Сквера) состоялся торжественный вечер, посвящённый этому событию, на который были приглашены представители различных министерств и ведомств, государственных и общественных организаций Узбекистана, региональных объединений российских соотечественников, иностранные дипломаты и работники узбекских и зарубежных СМИ. Временный поверенный в делах России В.И.Серазев зачитал собравшимся поздравительное послание министра иностранных дел России С.В.Лаврова. С приветствиями к Русскому культурному центру и российским соотечественникам обратилась начальник управления Федерального агентства по делам СНГ, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству России Т.С.Мишуковская. 21 ноября российским посольством и представительством Россотрудничества был дан приём в честь пятнадцатилетия образования РКЦУ. На всех этих мероприятиях, проходивших в буквальном смысле под гул бульдозеров, не прозвучало ни слова (!) в защиту памятников Русского Мира.
А когда сытые и довольные участники приёма разошлись, в ночь с 21 на 22 ноября в Ташкенте был демонтирован, разрезан на части и вывезен в неизвестном направлении памятник Защитнику Родины в виде советского солдата, расположенный перед зданием музея вооружённых сил Узбекистана (ранее музей Туркестанского военного округа). Вместе с ним был уничтожен Парк Боевой Славы: демонтированы и вывезены все украшавшие его бюсты узбекистанцев-Героев Советского Союза, военная техника периода Великой Отечественной войны (танки Т-34, знаменитая "Катюша", орудия и самолёты военных лет), срублены многолетние чинары, клёны и тополя.
Официальная Россия продолжала хранить молчание. Более того, на официальном сайте Посольства РФ в Узбекистане в новостях от 23 ноября была вывешена поздравительная реляция Посольства в честь 15-летия Русского культурного центра Узбекистана. В ней особо подчёркивается «присущая Узбекистану межконфессиональная и межнациональная толерантность» и отмечено, что деятельность Русского культурного центра пользуется в Узбекистане «широкой поддержкой государства».
А 24 ноября последовал очередной толчок рукотворного «землетрясения»: в Ташкенте было снесено построенное в 1930-х годах четырёхэтажное здание, в котором с 2002 года располагалось гостиница «Пойтахт» («Столица») – одно из лучших произведений ташкентской архитектуры советского периода, выстоявшее крупнейшее землетрясение 1966 года.
Ликвидация всех этих объектов происходила под усиленной охраной сотрудников милиции и спецслужб, всемерно препятствовавших фото- и видеосъёмке, из чего вытекает, что власти прекрасно понимают, что эти действия являются неприкрытым вандализмом.
Происходящее невозможно расценивать как обычную реконструкцию центра города. Многие наблюдатели считают, что власти суверенной республики всерьёз вознамерились окончательно избавиться от следов «колониального прошлого». Большинство наблюдателей сходятся на том, что всё это происходит по инициативе президента Ислама Каримова, пожелавшего открыть пространство перед выстроенным к 2200-летнему юбилею Ташкента помпезным дворцом Форумов, которое заодно бы насквозь простреливалось (общеизвестна его боязнь возможных покушений). Другая версия уничтожения исторического и культурного пласта «нового города», высказанная неподцензурным узбекистанским сайтом Uzmetronom, заключается в том, что к двадцатой годовщине образования Республики Узбекистан власти стремятся ликвидировать все следы присутствия на этой территории Российской империи, а также пребывания Узбекской ССР в составе СССР.
Между тем следует подчеркнуть, что сохранение историко-культурного наследия не имеет никакого отношения к укреплению национальной независимости и государственности. К примеру, во французском Эльзасе, столетиями бывшем «яблоком раздора» между Францией и Германией, после Второй мировой войны сохранены все топонимы и культурные памятники, связанные с его пребыванием в составе Германии (кроме, разумеется, пропагандирующих нацистскую идеологию). В Ирландии в знаменитом Дублинском замке, в зале приёмов правительства, спокойно висит мемориальная доска в честь торжественного приёма, устроенного там в честь юбилея британской королевы Виктории – и это несмотря на то, что Ирландия принципиально не вступает в НАТО, поскольку в этом блоке участвует её бывшая метрополия – Великобритания.
Об отношении же народа Узбекистана к советскому «колониальному» прошлому наглядно свидетельствуют результаты проведенного в 1991 году всесоюзного референдуме о сохранении СССР: в нём участвовало 95,4% граждан Узбекской ССР, из них 93,7% проголосовало за Союз. Только после того, как всё было кончено, раздались официальные комментарии узбекской стороны, да и то лишь для зарубежной аудитории (в Ташкенте до сих пор газеты, телевидение и радио хранят по этому поводу гробовое молчание).
25 ноября посол Узбекистана в России Ильхом Нейматов заявил корреспонденту ИТАР-ТАСС, что памятник советскому солдату и вся экспозиция будут возвращены на место «после реставрации… к празднованию 65-летия Победы» (удивительная «реставрация» – с распиливанием шестиметровой фигуры Медного солдата на пять частей и вырубкой Парка Боевой Славы!) По странному стечению обстоятельств это произошло сразу после того, как представитель прокремлёвского молодёжного движения «Наши», на волне поднявшегося в России общественного возмущения вандалистскими актами в Ташкенте, провёл одиночный пикет протеста возле посольства Республики Узбекистан в Москве, по сути передав Ташкенту неформальный сигнал предупреждения из Кремля. Причём утверждал г-н Нейматов совершенно противоположное тому, что сообщил РИА Новости несколько дней назад официальный источник в минобороны Узбекистана. Военный аноним отчеканил тогда, что памятники убраны, поскольку они «не совпадают с содержанием экспозиции Музея вооружённых сил, которая отражает историю вооружённых сил и военного искусства народов Центральной Азии, а также современный период развития вооружённых сил Узбекистана».
Узбекский посол заявил также, что снесённый в Ташкенте храм ХIХ века «не имел никакого отношения к церкви». Между тем исторические документы свидетельствуют: церковь во имя благоверного великого князя Александра Невского была возведена в 1898 году и служила храмом добрую четверть века, пока её колокольню не снесли большевики. После войны здание как памятник архитектуры находилось под охраной государства, причём и в советское, и в постсоветское время.
По информации российского издания «Время новостей», еще в 2005 году узбекские власти предлагали российской дипмиссии передать в российскую собственность здание бывшего храма, но ответа не получили. Впрочем, было бы странно, если бы данное предложение тронуло душу тогдашнего российского посла, известного представителя властной элиты Татарстана Фарита Мубаркшевича Мухаметшина или и.о. руководителя Посольства РФ после его отъезда (в октябре 2008 года) Вазыха Ибрагимовича Серазева.
Конечно, назначение человека исламской культуры послом многонациональной и многоконфессиональной Российской Федерации в исламской стране – явление вполне естественное. Вот только по присущей дипломатическим отношениям взаимности стоило бы ожидать назначением послом или, на худой конец, высокопоставленным дипломатом Узбекистана в России человека православной культуры, каких в этой стране и сегодня более миллиона. Да только искать русских, тем более православных, среди послов, дипломатов или иных высоких чинов многонационального Узбекистана – дело совершенно неблагодарное, если не сказать бесполезное.
А что же официальная Россия? Её реакция на уничтожение памятников русской и советской истории в Ташкенте появилась лишь 26 ноября, когда все вышеуказанные культурные объекты были варварски разрушены.
Целиком в русле заявления посла Узбекистана в Москве посольство России в Узбекистане устами упомянутого выше временного поверенного В.И.Серазева выразило надежду, что монумент Защитнику Родины в Ташкенте вернётся на своё место после реставрации. При этом российский дипломат отметил, что Парк Боевой Славы, в котором находился монумент, «не использовался как мемориальный»(?!). Высказался г-н Серазев и о сносе здания бывшей православной церкви Александра Невского. Вслед за послом Узбекистана в Москве он указал, что «здание не имело культового значения». В этой связи, по словам российского дипломата, снос здания «никоим образом не нанёс ущерба чувствам верующих (?!), хотя стоит напомнить, что здание было в реестре охраняемых государством объектов».
Пресс-секретарь посольства России в Ташкенте Данис Ринатович Баширов пошёл ещё дальше: он вступился за власти страны пребывания, сославшись на их обещание вернуть отреставрированные памятники на свои места и объяснив, что «в центре города идёт реконструкция». Г-н Баширов заявил также, что вся эта «шумиха» во многом вызвана погоней некоторых журналистов за «жареными фактами», как передаёт его слова ИТАР-ТАСС.
Тогда же, 26 ноября, очевидно, чтобы замять назревавший, но невыгодный обеим высоким сторонам скандал, замминистра иностранных дел России Григорий Карасин принял посла Узбекистана Ильхома Нейматова. По официальной информации, «в тёплой дружеской атмосфере» они обсудили «актуальные вопросы российско-узбекских отношений».
То что произошло в последние дни с русским Ташкентом, легче всего вписать в кадры военной хроники. Но ужас происходящего в том, что всё это свершилось в мирное время в государстве, имеющем двусторонние договоры о стратегическом партнёрстве и союзнических отношениях с Россией.
Заметим, что узбекские власти, едва стабилизировав отношения с Западом после их острейшего кризиса в контексте кровавых Андижанских событий, не замедлили продемонстрировать своё пренебрежение памятью о совместной с Россией имперской и советской истории.
Ещё 12 апреля 2008 года в центре Ташкента по распоряжению президента Ислама Каримова был демонтирован знаменитый памятник Дружбе Народов – скульптурная группа, установленная в 1982 году в честь большой семьи кузнеца Шаахмеда Шамахмудова, который вместе с женой Бахри Акрамовой в годы Великой Отечественной войны усыновил 15 детей-сирот разных национальностей. Подвиг добросердечного кузнеца стал олицетворением милосердия и гуманизма узбекского народа. Монумент Дружбы народов, перенеённый на безлюдную окраину Ташкента, ныне зарастает бурьяном.
А 7 мая 2008 года, как раз в день инаугурации в Кремле нового президента России, одна из центральных магистралей Ташкента – улица Пушкина, носившая это название с ХІХ века, – была переименована в улицу Мустакиллик (Независимости). Примерно в то же время «дружественный» Ташкент демонстративно обновил музейную экспозицию, посвящённую жертвам российского и советского «колониального» прошлого.
Тем не менее 17 октября 2008 года президент России Дмитрий Медведев назначил посла РФ в Ташкенте (2003-2008 гг.) Фарита Мухаметшина, очевидно, в знак признания заслуг последнего в развитии отношений с Узбекистаном, главой вновь созданного Федерального агентства по делам СНГ, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству, а спустя месяц – ещё и своим спецпредставителем по связям с государствами-участниками СНГ (кстати, в 1995-1999 гг. Ф.Мухаметшин был, наоборот, полномочным представителем Республики Татарстан при президенте России). Ему, таким образом, вручены Кремлём полномочия по защите российского наследия и интересов Русского мира за рубежами Российской Федерации. А между указанными «звёздными» назначениями 12 ноября 2008 года Узбекистан приостановил своё членство в главном интеграционном объединении с участием России – ЕврАзЭС, сославшись на «недейственность организации».
Фарит Мухаметшин в своей статье от 19 августа т.г. в правительственной "Российской газете" особо отмечал, что с созданием возглавляемого им Федерального агентства «выделение в государственной политике России такого стратегического аспекта, как международное гуманитарное сотрудничество и придание ему институционального формата, стало частью ответа на вопрос "Что делать?»... Как ответили на этот вопрос власти «союзнического» России Узбекистана, мы описали выше.
В той же статье Ф.М.Мухаметшин заверяет, что «сегодня Россия располагает необходимыми концептуальными и интеллектуальными ресурсами для активной, я бы сказал, лидирующей роли в международной гуманитарной деятельности. И здесь многое зависит от скоординированности усилий участников этого процесса на всех уровнях: государственном, межведомственном, общественном".
Так где же эти ресурсы, где задекларированная с высокой трибуны «скоординированность усилий» и кто компенсирует непоправимый ущерб культурному наследию Русского мира, межконфессиональной и межнациональной толерантности, нанесённый современными гуннами, рядящимися в тогу «друзей России»?
Всё вышеуказанное выглядело бы театром абсурда, если бы государство Российская Федерация было русским по национальному духу, как, например, немецкая по духу Германия, французская по духу Франция, итальянская по духу Италия или польская по духу Польша. Ведь в соответствии с частью 2-й статьи 1 Конституции РФ, «наименования Российская Федерация и Россия равнозначны», а название Россия происходит от греч. Ρωσία: так в Византийской империи называли Русь. Согласно переписи населения 2002 года русские составляют около 80% населения Российской Федерации.
Но в том то и дело что современная Российская Федерация, прячущаяся за византийское название Руси, есть лишь исторический обрубок последней, причём с доминирующей ордынской (или как модно сегодня в кругах российской элиты) евразийской традицией и порядком, покоящемся, по определению великого русского мыслителя В.И.Вернадского, «на трёх китах: централизм, абсолютизм, бюрократизм».
Катастрофа Гражданской войны 1918-1922 гг. привела к тому, что практически весь тонкий европеизированный слой русской элиты «Петровского периода» был либо физически уничтожен, либо изгнан за пределы Советской России (в одном Берлине в начале 20-х годов проживало около 300 тыс. белоэмигрантов, в Париже – 100 тыс.). Москву – оплот советской номенклатурной элиты – заполонили выходцы из национальных республик и окраин, получившие доступ к высшим партийным и государственным постам и десятилетиями формировавшие свои семейные, родовые и племенные кланы под прикрытием доктринерских лозунгов о пролетарском интернационализме. Сегодня говорить о русских ценностях, цивилизации и традициях Русского мира в кругах московской бюрократии считается «дурным» и «неполиткорректным» тоном. Гораздо популярнее, вернувшись из Куршавеля в свои «пентхаузы» и «евроособняки» на Рублёвке готовить очередной «ответ Чемберлену» в лице НАТО и ЕС, обвиняя последних в «антироссийских происках».
В такой системе ментальных и ценностных координат дружба правителей – абсолютная ценность, а права человека – «европейская химера». Разрушение культурной и экологической среды обитания «подданых» – незначительное неудобство по сравнению с «планов громадьём» сильных мира сего.
Вот почему и гуманитарные вопросы в политике Российской Федерации выходят на ведущее место лишь в тех редких случаях, когда в других вопросах терять, по большому счёту, нечего. Так было с крохотной, но строптивой Эстонией, в военно-стратегическом и политическом плане представляющей «отрезанный ломоть», отошедший под зонтик НАТО, а в экономическом лишь составляющей конкуренцию российским портам на Балтике, особенно в перевалке энергоресурсов. Вот почему Кремль, когда-то «не моргнув глазом» оставивший на произвол судьбы сотни тысяч русских Прибалтики, до сих пор лишённых гражданства, ныне демонстрирует неподдельное возмущение переносом эстонскими властями Бронзового Солдата. А Таллин и его североатлантические покровители воспринимают это с «нордическим спокойствием».
Совсем иное дело – близкий по духу, «евразийский» властитель, контролирующий в союзе с «Газпромом» основные потоки газа из Центральной Азии. И как близка, совсем в духе реанимации культа Сталина и Ивана Грозного, его забота о культе Тамерлана!
Между тем бедой подавляющего большинства русских организаций Украины является их апелляция к Российской Федерации как «своему государству. С одновременным противопоставлением ей страны, которая сейчас называется «Украина», но которая является историческим и этническим ядром Руси, как государства, в котором они вынуждены жить в силу сложившихся, не зависящих от них обстоятельств (распад СССР). Причём такой подход предлагается не только в отношении этнических русских, родившихся на территории современной РФ, но и в отношении русскокультурных граждан Украины (включая паспортных украинцев), исконно проживающих на территории современной Украины и не имеющих в современной РФ даже дальних родственников.
Искусственность и антиисторичность такого подхода очевидна: получается, что «Украина», включающая в себя по сути исторический центр Руси, огромный массив исторических русских земель с многовековыми традициями русской (руськой) культуры (от Почаева и Карпатской Руси до Севастополя и донских станиц Донбасса) не является культурной и этнической родиной российских соотечественников, а, скажем, Сибирь, Кавказ или Камчатка являются.
Более того, такой подход к Украине как стране-мачехе не позволяет отстаивать те ростки русскости, которые, несмотря ни на какой официоз, всё равно пробиваются у нас во всех сферах государственной и общественной жизни. Достаточно вспомнить, что мы празднует и День Крещения Руси, и День Победы, и день освобождения Киева от фашистов (6 ноября), и День славянской письменности и культуры, и все православные двунадесятые праздники по одному с Россией календарю.
Характерно, что официальная российская политика в отношении соотечественников на Украине до сих пор ничем принципиально не отличается от указанной политики в отношении соотечественников в других постсоветских регионах: Прибалтике, Центральной Азии, Закавказье. В основу данной политики положен тезис о том, что этнической родиной российских соотечественников является исключительно современная Российская Федерация, что верно лишь отчасти. Как ни парадоксально это звучит, но данный тезис, унаследованный от милых русофобам ельцинских времён, полностью вписывается в идеологию... украинского национализма от Ющенко до Жулинского: русские в Украине – национальное меньшинство, такое же, как немцы, румыны или цыгане. Их (русских) этническая родина – Российская Федерация, а Украина – этническая родина украинцев, поэтому политика Украины во всех сферах должна быть «украинской». Таким образом, по сути официальная политика Российской Федерации, курируемая МИД РФ, до сих пор основывается на фактическом отрицании Руси как этнической родины русского народа (в противовес исторической правде предлагая ограничить её скроенной русофобами Лениным и Троцким территорией РФ), в отличие например от соборной в отношении немцев ГДР (и увенчавшейся полным успехом!) политики Федеративной Республики Германии эпохи Берлинской стены.
Между тем, как известно любому непредвзятому историку, территория Руси представляла первоначально (9 в.) небольшой участок днепровского Правобережья с центром в Киеве и южной границей по реке Рось. Вплоть до конца XVIII вв. руський (руский, западнорусский) язык был письменным языком (грамоты, литературы, переписки, официальных документов) на территории Малой, Червонной и Белой Руси, в частности крупнейших духовно-культурных центров всего Русского мира – Киево-Печерской Лавры и Киево-Могилянской академии.
Малороссийские просветители Мелетий Смотрицкий (автор первой подробной грамматики церковнославянского – основы современного русского литературного языка), Епифаний Славинецкий, Дмитрий Ростовский (в миру Даниил Саввич Туптало), Стефан Яворский (местоблюститель Патриаршего престола), Феофан Прокопович (первый вице-президент Священного Синода и по смерти Стефана Яворского — его фактический руководитель), Василий Капнист, Григорий Сковорода являются одними из центральных фигур общерусской культуры XVII-XVIII столетий.
Так правомерно ли русским и русскокультурным гражданам Украины считать бóльшую часть своей большой этнической родины – Руси – настоящей родиной, а меньшую её часть – мачехой, даже если с последней связана едва ли не вся их родословная и собственная биография?
18 лет независимости, в которые и в Украине, и в России правили по три президента, позволяют выделить определённые закономерности цивилизационного развития двух стран, торящие путь через стихийную игру субъективных факторов. Для России это неуклонная тенденция к имперскому евразийству и авторитаризму как альтернативе проевропейскому либерализму.
Нарастание этатистски окрашенного патриотизма в России на фоне усилившихся после «Оранжевой революции» либеральных практик в Украине объективно усиливают цивилизационный дрейф двух стран друг от друга.
«Оранжевая» революция имела место не в экономике, не в «производственных отношениях», поскольку не произошло никакого пересмотра отношений собственности между основными социальными группами. Но революция произошла в нравственности, мировоззрении, на земле Киевской Руси брошен вызов эре авторитаризма азиатско-советского типа, соборности «по понятиям».
Леонид Кучма не так давно назвал свою нашумевшую книгу «Украина – не Россия» . По нашему убеждению, напротив, нынешняя «Украина» есть Русь, мучительно, через все тернии возвращающаяся к исконным традициям вечевой демократии, самоуправления, уважения к свободе личности и собственности, к своим доордынским, подлинно русским корням.
Игорь Пиляев, доктор политических наук, председатель Киевской городской организации партии «Русь»,
специально для "Руськой Правды"