http://expert.ru/expert/2011/09/ya--ne-mechtatel/ Параллельно развиваем проэкты, в которые сами очень верим. Главный и наиболее продвинутый условно можно назвать «Бездорожная Россия». В чём его суть? Мы абсолютно уверены, что в ближайшие 50 лет мы не заасфальтируем Сибирь, с нашими ценами на дорожное строительство, которые превосходят все возможные приличия, мы никогда не создадим в Сибири разветвлённой сети дорог. Но нам нужно Сибирь: a) сохранить, б) освоить и в) развить. Так вот мы считаем, что выходом из этой ситуации может быть создание другой, дополнительной системы транспорта. Не бесконечное наращивание автомобильного парка, а переход на сетевой транспорт — индивидуальные летательные аппараты. Мы хотим дать возможность каждому человеку иметь свой летательный аппарат. Вы скажете: «Фантастика! Не может быть!» Но это так же, как мы за 15 лет перешли со стационарных телефонов на мобильные: если бы 15 лет назад вам сказали, что каждый житель планеты будет иметь такой вот маленький гаджэт в кармане, никто не поверил бы. Мы отталкиваемся от тех тэндэнций, которые происходят в міре. Think globally, act locally. Сегодня у нас уже разработан в эскизном проєкте базовый элемент, который должен стоить как автомобиль, иметь дальность полёта и скорость, как у самолёта, вертикальный взлёт и посадку как у вертолёта. Средство, которое может заправляться на автомобильной заправке дизелем, а на авиационной — керосином. Например, наш аппарат позволит слетать из Москвы в Питер и обратно за три часа. …У нас есть и проэкты на перспективу. Например, идея создания персональной системы очистки воды. Опять же в целях защиты территориальной целостности России. Если у каждого из трёх миллиардов индийцев или китайцев будет в кармашке приспособление, очищающее воду из местного источника, он сможет спокойно пить воду из своего Ганга или Янцзы, и ему не надо будет идти на север за чистой байкальской водой. У России 30 процентов міровых запасов пресной воды. Эти приборы можно миллионами продавать в Юго-Восточной Азии. И поверьте, спрос будет! Также для всех армий міра это может быть крайне интересной разработкой. — То есть вы в основном сконцентрированы на транспортных отраслях, машиностроении? — На отраслях, которые обеспечивают обороноспособность, самодостаточность и глобальную конкурентоспособность государства. В советские времена у нашей страны было множество достижений мірового уровня в космосе, авиационной технике, кораблестроении, в производстве оружия и прочем. Сейчас эта конкурентоспособность постепенно сходит на нет, и все поехали учиться в Англию. Почему мы так легко обо всём забываем? Я мог бы, конечно, заняться здесь созданием автомобиля, например «Калина-2». Но следующее поколение «Калины» — это японский или французский автомобиль 15-летней давности. Вперёд в прошлое! Мне не хотелось бы тратить на это время. Нам интересно создавать новую парадигму транспорта, переход к которой будет таким же революционным, как переход от гужевого транспорта к автомобильному. — Вы говорили, что подобно Форду в прошлом веке вы сегодня хотите поставить на конвейер производство индивидуальных летательных средств. Трудно всё-таки представить, чтобы в нашей стране можно было бы до такой степени свободно летать. — Мы представили свою идею Дмитрию Медведеву, в нашем научно-исследовательском центре Inspiratorium на базе МИСиСа в июле 2010 года. Он сказал: административный ресурс — мой, всё остальное — за вами. Единственное, о чём я попросил Дмитрия Анатольевича: разрешите людям летать. Не знаю, моя ли просьба сыграла какую-то роль, но в ноябре был принят закон о переходе с разрешительного на уведомительный порядок вылетов. То есть вы звоните на аэродром, на который вы летите, и говорите: я прилечу через час. И всё. Президент своё слово сдержал. Теперь наша очередь. — Но летать можно будет не над всей территорией страны? — Пока, конечно. Нельзя так просто взять и взлететь. И мы пока не предлагаем вам миллион летательных средств — на это нужно время. И для того, чтобы закон нормально заработал, тоже нужно время, и, собственно, сами летательные средства должны появиться. Но главное — надо, чтобы люди начали взлетать. Познакомьте для начала с Михалычем — Какие возникают трудности с реализацией подобных проэктов в России? — В стране уже нет опыта создания чего-либо нового. Мы провалили два поколения инженеров: с 70-х годов у нас практически не было значимых проектов, и инженеры не смогли передать свой опыт. Мы сейчас приходим в большие корпорации с предложением делать новый продукт, а нам говорят: мы давно ничего не создавали, те, кто создавал, ушли. У нас осталось наследие — станки, чертежи старые. Ещё одна проблема — колоссальный разрыв между так называемым новым менеджментом и производственными технологиями. Сейчас во главе большинства корпораций стоят обученные в Англии молодые и агрессивные менеджеры, которые старым производственным процессом приехали с новыми знаниями по-новому управлять. А сталь варить умеют только старички-боровички, которые говорят: плевать мне на твой менеджмент, ты иди сталь повари. Управленец в ответ: да ладно, я сейчас все технологии куплю. Сблизить эти полюса міровоззрений очень сложно. И такая история во всех отраслях. — Возьмём конкретный пример — ваше летательное средство. Как внедрить этот проэкт в производство? — Мы сейчас ищем инвестиции на создание двух полноразмерных опытных прототипов для испытаний и сертификации. Постараемся попасть в достойную команду резидентов Сколкова. Для этого этапа необходимо порядка 50 миллионов долларов — 25 от тактического инвестора и 25 от фонда «Сколково». После испытаний и непосредственного взлёта пилотного и беспилотного образцов мы можем рассчитывать на стратегического инвестора и разместить массовое производство этого аппарата на предприятиях, где есть конвейерная сборка. Параллельно идёт работа над инфраструктурной составляющей проэкта. Конечно, за этими словами стоят колоссальный труд и время. Но простых путей, похоже, не предвидится. — То есть у вас сейчас главная проблема в венчурном инвесторе? — У нас есть зелёный свет сверху, но у нас пока нет такого инвестора. Понимаю, что не каждый инвестор может в эту тему включиться. Слишком венчурно. Не готовы многие пока, хотя деньги есть. Правда, не на инновации, к сожалению. — Но есть же банки, в том числе и государственные, ВТБ, ВЭБ, Сбербанк, наконец, где теперь работает Герман Греф. — В банк нужно идти с готовым опытным образцом и серьёзным тактическим инвестором проэкта. Мы пока на ранней стадии стартапа. Хотя я слышал мнение банкиров, что крупные банки должны стать для толковых стартапов «и мамой, и папой». Но пока что-то не становятся. Крупные корпорации-то еле-еле справляются с госинвестициями. Мы же другие. Мы больше похожи на маленьких и юрких млекопитающих на закате эры динозавров. Посмотрим, кто выживет. — А если через наших производителей вертолётов — «Камова» и завод имени Миля — пытаться это внедрить? — Мы работаем с «Камовым» достаточно плотно, но очень много времени уходит на принятие решений. Эти компании входят в холдинговую структуру «Вертолёты России», над ней корпорация «Оборонпром», а над ней — «Ростехнологии», ну и так далее. Соответственно, получается, что над двумя заводами, которые реально производят продукт, стоят три структуры. Сложновато это. Поэтому легче создать другую компанию. Собрать новых людей, молодых ребят, которые действительно не прицеплены к советской идеологии, которые владеют иностранными языками, знают, что происходит в міре, которые могут съездить в командировку и договориться с иностранными производителями каких-то комплектующих или материалов, не оформляя разрешения на выезд из страны. — Странно, что вам с вашими идеями и энергией не удаётся найти адекватного отклика в наших компаниях, даже имея поддержку президента. У нас вроде как курс на инновации и модернизацию экономики… — Знаете, какая самая распространённая реакция на мои слова о том, что надо создавать новый конкурентоспособный продукт, что в нашей стране были великие достижения, что скоро нашу пресную воду захотят пить в других странах? Самый распространенный ответ: «И чё?» Это убивает любые аргументы. Мне кажется, в России недостаток честных людей, которые реально хотят развития своей страны. В этом, на мой взгляд, большая проблема. Но это пока. Я уверен. Над чем будут работать наши дети — Вы считаете себя инновационной компанией. Как вы оцениваете наши инновационные процессы? — Пока мы не умеем решать завтрашние задачи, а решаем вчерашние. Наша страна в конце прошлого века пропустила компьютерную волну — пятый технологический уклад экономики. Мы фактически находимся в четвёртом технологическом укладе — это углеводороды, двигатель внутреннего сгорания. И сейчас стараемся попасть в шестой уклад — нанотехнологический. Но у нас пока вложено в нанотехнологии столько, сколько в тоннель под Ленинградским шоссе! Мы пока даже не заложили отрасли, которые будут в шестом технологическом укладе, а многие ведущие страны мощно продвинулись вперёд в этом направлении. Мы сейчас только думаем об этом. А, например, про седьмой уклад, когда будет использоваться энергия человека, биоэнергетика, мы пока даже и не знаем или не хотим знать. Но если бы мы сегодня туда вложили средства, смогли бы стать лидерами. Я сейчас много преподаю, в том числе читаю лекции в бизнес-школе «Сколково». В основном работаю со Строгановской художественно-промышленной академией. Мы уже затачиваем ребят под седьмой технологический уклад. Чтобы там они были первыми. — Вы готовите молодёжь, с которой можно было бы создавать новую экономику? — В Строгановке плотно сотрудничаю с кафедрой транспортного дизайна. Наши выпускники уже давно работают на международные компании, и мы сейчас начинаем это ставить на коммерческие рельсы, чтобы можно было купить компьютеры, программное обеспечение, оборудование для кабинетов, сделать качественный ремонт помещений в Строгановке. Там молодые ребята! У них талант, драйвЪ, энергетика. Направляем их на создание продукта, который будет актуален в будущем. Цель сделать ещё один «Феррари» — неактуальна. Мы делаем проэкты, которые будут необходимы через 15 лет, которые точно выстрелят. Самое главное, о чём я говорю в школах и в институтах, — дети должны думать о будущем, должны видеть себя в нём лидерами, должны его хотеть! Они и есть конструкторы нашего общего будущего! Полный текст интервью: http://expert.ru/expert/2011/09/ya--ne-mechtatel/ От меня, Максима Калашникова: Владимир Пирожков - крайне интересный человек, и мы его планируем сделать одним из героев фильма о возможном русском будущем. Смотрите: успешный дизайцнер, он о судьбе прорывных инноваций в РФ говорит практически то же самое, что и Максим Калашников. Рынок, а особенно - криминально-монополистический "рынок" РФ - не панацея! Он тоже может душить радикальные прорывы. Пирожков ратует за ту же программу "народного аэромобиля" (составную часть футурополисов), что и другие коллективы, разрабытывающие подобное: группа Волка-Саенко ("Ларк") и Виктор Тархов (дешёвый самолёт, Самара). И смотрите: ДАМ обещает ему "административный ресурс", но ни копьём не помогает. Хотя 50 млн. долларов на проэкт - сущие пустяки по сравнеению с теми десятками миллиардов, что Режим выбросит на абсолютно бесполезные для развития страны олимпиады и футбольные "мудиали". Если власть в РФ окажется в наших руках, то мы отбросим балласт идиотских затрат, выпотрошим наворованное из "элиты" - но подобные проэкты профинансируем. Ибо они и есть реальный прорыв!
Параллельно развиваем проэкты, в которые сами очень верим. Главный и наиболее продвинутый условно можно назвать «Бездорожная Россия». В чём его суть? Мы абсолютно уверены, что в ближайшие 50 лет мы не заасфальтируем Сибирь, с нашими ценами на дорожное строительство, которые превосходят все возможные приличия, мы никогда не создадим в Сибири разветвлённой сети дорог. Но нам нужно Сибирь: a) сохранить, б) освоить и в) развить. Так вот мы считаем, что выходом из этой ситуации может быть создание другой, дополнительной системы транспорта. Не бесконечное наращивание автомобильного парка, а переход на сетевой транспорт — индивидуальные летательные аппараты. Мы хотим дать возможность каждому человеку иметь свой летательный аппарат. Вы скажете: «Фантастика! Не может быть!»
Но это так же, как мы за 15 лет перешли со стационарных телефонов на мобильные: если бы 15 лет назад вам сказали, что каждый житель планеты будет иметь такой вот маленький гаджэт в кармане, никто не поверил бы. Мы отталкиваемся от тех тэндэнций, которые происходят в міре. Think globally, act locally.
Сегодня у нас уже разработан в эскизном проєкте базовый элемент, который должен стоить как автомобиль, иметь дальность полёта и скорость, как у самолёта, вертикальный взлёт и посадку как у вертолёта. Средство, которое может заправляться на автомобильной заправке дизелем, а на авиационной — керосином. Например, наш аппарат позволит слетать из Москвы в Питер и обратно за три часа.
…У нас есть и проэкты на перспективу. Например, идея создания персональной системы очистки воды. Опять же в целях защиты территориальной целостности России. Если у каждого из трёх миллиардов индийцев или китайцев будет в кармашке приспособление, очищающее воду из местного источника, он сможет спокойно пить воду из своего Ганга или Янцзы, и ему не надо будет идти на север за чистой байкальской водой. У России 30 процентов міровых запасов пресной воды. Эти приборы можно миллионами продавать в Юго-Восточной Азии. И поверьте, спрос будет! Также для всех армий міра это может быть крайне интересной разработкой.
— То есть вы в основном сконцентрированы на транспортных отраслях, машиностроении?
— На отраслях, которые обеспечивают обороноспособность, самодостаточность и глобальную конкурентоспособность государства.
В советские времена у нашей страны было множество достижений мірового уровня в космосе, авиационной технике, кораблестроении, в производстве оружия и прочем. Сейчас эта конкурентоспособность постепенно сходит на нет, и все поехали учиться в Англию. Почему мы так легко обо всём забываем?
Я мог бы, конечно, заняться здесь созданием автомобиля, например «Калина-2». Но следующее поколение «Калины» — это японский или французский автомобиль 15-летней давности. Вперёд в прошлое! Мне не хотелось бы тратить на это время. Нам интересно создавать новую парадигму транспорта, переход к которой будет таким же революционным, как переход от гужевого транспорта к автомобильному.
— Вы говорили, что подобно Форду в прошлом веке вы сегодня хотите поставить на конвейер производство индивидуальных летательных средств. Трудно всё-таки представить, чтобы в нашей стране можно было бы до такой степени свободно летать.
— Мы представили свою идею Дмитрию Медведеву, в нашем научно-исследовательском центре Inspiratorium на базе МИСиСа в июле 2010 года. Он сказал: административный ресурс — мой, всё остальное — за вами. Единственное, о чём я попросил Дмитрия Анатольевича: разрешите людям летать. Не знаю, моя ли просьба сыграла какую-то роль, но в ноябре был принят закон о переходе с разрешительного на уведомительный порядок вылетов. То есть вы звоните на аэродром, на который вы летите, и говорите: я прилечу через час. И всё. Президент своё слово сдержал. Теперь наша очередь.
— Но летать можно будет не над всей территорией страны?
— Пока, конечно. Нельзя так просто взять и взлететь. И мы пока не предлагаем вам миллион летательных средств — на это нужно время. И для того, чтобы закон нормально заработал, тоже нужно время, и, собственно, сами летательные средства должны появиться. Но главное — надо, чтобы люди начали взлетать.
Познакомьте для начала с Михалычем
— Какие возникают трудности с реализацией подобных проэктов в России?
— В стране уже нет опыта создания чего-либо нового. Мы провалили два поколения инженеров: с 70-х годов у нас практически не было значимых проектов, и инженеры не смогли передать свой опыт. Мы сейчас приходим в большие корпорации с предложением делать новый продукт, а нам говорят: мы давно ничего не создавали, те, кто создавал, ушли. У нас осталось наследие — станки, чертежи старые.
Ещё одна проблема — колоссальный разрыв между так называемым новым менеджментом и производственными технологиями. Сейчас во главе большинства корпораций стоят обученные в Англии молодые и агрессивные менеджеры, которые старым производственным процессом приехали с новыми знаниями по-новому управлять. А сталь варить умеют только старички-боровички, которые говорят: плевать мне на твой менеджмент, ты иди сталь повари. Управленец в ответ: да ладно, я сейчас все технологии куплю. Сблизить эти полюса міровоззрений очень сложно. И такая история во всех отраслях.
— Возьмём конкретный пример — ваше летательное средство. Как внедрить этот проэкт в производство?
— Мы сейчас ищем инвестиции на создание двух полноразмерных опытных прототипов для испытаний и сертификации. Постараемся попасть в достойную команду резидентов Сколкова. Для этого этапа необходимо порядка 50 миллионов долларов — 25 от тактического инвестора и 25 от фонда «Сколково». После испытаний и непосредственного взлёта пилотного и беспилотного образцов мы можем рассчитывать на стратегического инвестора и разместить массовое производство этого аппарата на предприятиях, где есть конвейерная сборка. Параллельно идёт работа над инфраструктурной составляющей проэкта. Конечно, за этими словами стоят колоссальный труд и время. Но простых путей, похоже, не предвидится.
— То есть у вас сейчас главная проблема в венчурном инвесторе?
— У нас есть зелёный свет сверху, но у нас пока нет такого инвестора. Понимаю, что не каждый инвестор может в эту тему включиться. Слишком венчурно. Не готовы многие пока, хотя деньги есть. Правда, не на инновации, к сожалению.
— Но есть же банки, в том числе и государственные, ВТБ, ВЭБ, Сбербанк, наконец, где теперь работает Герман Греф.
— В банк нужно идти с готовым опытным образцом и серьёзным тактическим инвестором проэкта. Мы пока на ранней стадии стартапа. Хотя я слышал мнение банкиров, что крупные банки должны стать для толковых стартапов «и мамой, и папой». Но пока что-то не становятся. Крупные корпорации-то еле-еле справляются с госинвестициями. Мы же другие. Мы больше похожи на маленьких и юрких млекопитающих на закате эры динозавров. Посмотрим, кто выживет.
— А если через наших производителей вертолётов — «Камова» и завод имени Миля — пытаться это внедрить?
— Мы работаем с «Камовым» достаточно плотно, но очень много времени уходит на принятие решений. Эти компании входят в холдинговую структуру «Вертолёты России», над ней корпорация «Оборонпром», а над ней — «Ростехнологии», ну и так далее. Соответственно, получается, что над двумя заводами, которые реально производят продукт, стоят три структуры. Сложновато это. Поэтому легче создать другую компанию. Собрать новых людей, молодых ребят, которые действительно не прицеплены к советской идеологии, которые владеют иностранными языками, знают, что происходит в міре, которые могут съездить в командировку и договориться с иностранными производителями каких-то комплектующих или материалов, не оформляя разрешения на выезд из страны.
— Странно, что вам с вашими идеями и энергией не удаётся найти адекватного отклика в наших компаниях, даже имея поддержку президента. У нас вроде как курс на инновации и модернизацию экономики…
— Знаете, какая самая распространённая реакция на мои слова о том, что надо создавать новый конкурентоспособный продукт, что в нашей стране были великие достижения, что скоро нашу пресную воду захотят пить в других странах? Самый распространенный ответ: «И чё?» Это убивает любые аргументы. Мне кажется, в России недостаток честных людей, которые реально хотят развития своей страны. В этом, на мой взгляд, большая проблема. Но это пока. Я уверен.
Над чем будут работать наши дети
— Вы считаете себя инновационной компанией. Как вы оцениваете наши инновационные процессы?
— Пока мы не умеем решать завтрашние задачи, а решаем вчерашние. Наша страна в конце прошлого века пропустила компьютерную волну — пятый технологический уклад экономики. Мы фактически находимся в четвёртом технологическом укладе — это углеводороды, двигатель внутреннего сгорания. И сейчас стараемся попасть в шестой уклад — нанотехнологический. Но у нас пока вложено в нанотехнологии столько, сколько в тоннель под Ленинградским шоссе! Мы пока даже не заложили отрасли, которые будут в шестом технологическом укладе, а многие ведущие страны мощно продвинулись вперёд в этом направлении. Мы сейчас только думаем об этом. А, например, про седьмой уклад, когда будет использоваться энергия человека, биоэнергетика, мы пока даже и не знаем или не хотим знать. Но если бы мы сегодня туда вложили средства, смогли бы стать лидерами. Я сейчас много преподаю, в том числе читаю лекции в бизнес-школе «Сколково». В основном работаю со Строгановской художественно-промышленной академией. Мы уже затачиваем ребят под седьмой технологический уклад. Чтобы там они были первыми.
— Вы готовите молодёжь, с которой можно было бы создавать новую экономику?
— В Строгановке плотно сотрудничаю с кафедрой транспортного дизайна. Наши выпускники уже давно работают на международные компании, и мы сейчас начинаем это ставить на коммерческие рельсы, чтобы можно было купить компьютеры, программное обеспечение, оборудование для кабинетов, сделать качественный ремонт помещений в Строгановке. Там молодые ребята! У них талант, драйвЪ, энергетика. Направляем их на создание продукта, который будет актуален в будущем. Цель сделать ещё один «Феррари» — неактуальна. Мы делаем проэкты, которые будут необходимы через 15 лет, которые точно выстрелят.
Самое главное, о чём я говорю в школах и в институтах, — дети должны думать о будущем, должны видеть себя в нём лидерами, должны его хотеть! Они и есть конструкторы нашего общего будущего!
Полный текст интервью:
http://expert.ru/expert/2011/09/ya--ne-mechtatel/
От меня, Максима Калашникова:
Владимир Пирожков - крайне интересный человек, и мы его планируем сделать одним из героев фильма о возможном русском будущем.
Смотрите: успешный дизайцнер, он о судьбе прорывных инноваций в РФ говорит практически то же самое, что и Максим Калашников. Рынок, а особенно - криминально-монополистический "рынок" РФ - не панацея! Он тоже может душить радикальные прорывы.
Пирожков ратует за ту же программу "народного аэромобиля" (составную часть футурополисов), что и другие коллективы, разрабытывающие подобное: группа Волка-Саенко ("Ларк") и Виктор Тархов (дешёвый самолёт, Самара). И смотрите: ДАМ обещает ему "административный ресурс", но ни копьём не помогает. Хотя 50 млн. долларов на проэкт - сущие пустяки по сравнеению с теми десятками миллиардов, что Режим выбросит на абсолютно бесполезные для развития страны олимпиады и футбольные "мудиали".
Если власть в РФ окажется в наших руках, то мы отбросим балласт идиотских затрат, выпотрошим наворованное из "элиты" - но подобные проэкты профинансируем. Ибо они и есть реальный прорыв!