Существуют отдельные поселения сибирских кряшен в Западной и Восточной Сибири, на Алтае, в Забайкалье, вплоть до Приморья. Интересно, а какие поселения кряшен есть в Алтае, в Забайкалье и в Приморье? Или хотя бы существовали ранее?
“... татары издревле исповедуют две мировые религии. Большинство татар исповедуют Ислам, а часть татар — Христианство. Здесь мы определим, с какого времени, судя по более объективным сведениям, татары начали исповедовать эти две религии. В курсе официальной истории, доставшемся нам от времен Романовых, указывается довольно позднее время принятия татарами мировых религий, — как Ислама, так и Христианства. В этом сыграло свою роль и то, что многие противники татар-ордынцев пытались представить их некими язычниками, полудикарями. Особенно в этом постарались пропагандисты из числа персидской знати Ближнего Востока. Они, как мы помним из главы 4, издревле были конкурентами татар — и оставались таковыми, наряду с католиками-крестоносцами, вплоть до окончательного распада Великой Орды. Поэтому немаловажно знать, когда именно татары начали исповедовать мировые религии. Ведь сам факт исповедания даже одной этих двух религий говорит уже о достаточно высоком культурном уровне народа. А татары исповедовали издревле обе мировые религии. Это уже говорит о многом. Посему идеологам противников татар этот факт нужно было сокрыть...” “...Относительно времени начала исповедания татарами Христианства, насколько известно, нет особых разногласий — по крайней мере, среди самих татар-христиан. По словам одного из наиболее просвещенных в данном вопросе татар-христиан, покойного священника Русской православной церкви Д.А. Сысо́ева, «православная традиция татарского народа имеет многовековую историю и является не менее древней, чем другие религиозные традиции, которые распространены в татарском народе». То есть, как обоснованно считают сами татары-христиане, их предки еще в VII—IX вв. приняли Христианство «или в истинном — Православном виде (центр его находился в Мерве), или в виде несторианства» (Е. Бухаров). То есть, Христианство среди части татар распространилось еще задолго до «насильственного крещения татар Иваном Грозным»...” Из книги "НАСЛЕДИЕ ТАТАР" (авторы Г. Еникеев, Ш. Китабчы). Серия “Татарский след в истории России и Евразии”. Главы из книг этой серии, обложки и оглавления, а также отзывы мыслящих и уважаемых аксакалов татарского мира на эти книги о подлинной истории татар опубликованы на сайте "ТАТАРЫ ЕВРАЗИИ (ПОДЛИННАЯ ИСТОРИЯ)": http://tartareurasia.ucoz.com/publ Книга "НАСЛЕДИЕ ТАТАР" вышла также в электронном виде, в кратком варианте, но со всеми картами и иллюстрациями, что и в полном варианте, на русском и английском языках: "Forgotten Heritage of Tatars" (by Galy Yenikeyev). It's on Smashwords company website: http://www.smashwords.com/profile/view/MIG17 О вере татар издревле и до 17-18 вв., до установления “романо-германского ига” (Н.С. Трубецкой) в Московии-Руси и в Татарии, а также о многом из подлинной истории татар, скрываемом от нас доныне офиц.историками, читайте также в книгах Г.Р. Еникеева "Корона ордынской империи", "По следам черной легенды", "Великая Орда: друзья, враги и наследники".
[quote=""]я татарин . я хочу чтобы мы были все православные ! не в обиду НО бог един. я скин [/quote]Это твоё дело , религия в твоих мыслях, закон в твоих делах, можешь верить как угодно, а жить как положено и это не должно разобщать татар!
Главное пребывать в Живом Боге, а название колхоза не важно. По Библии христиане именуются - "евангельские христиане", остальное налеплено людьми. В живых церквях христиане всех народов и национальностей есть, потому что истинные христиане, это уже дети Божьи (и без национальности)
ХРИСТОС искупил души наши дорогой ценой .Избавил от власти преисподней . Верующие в Господа Иисуса ХРИСТА. СПАСЕНЫ .! Мы связаны воедино с ним . МЫ ЕГО ДЕТИ!
Это какой-то диалект? Не литературный (казанский). Хотя на 90 с лишним процентов понятно. Хотя с непривычки (иначе написано или необычное словоупотребление) не сразу вникаешь, что написано. Но интересно. Что примечательно - практически нет арабизмов, слов из фарси, как это бывает в татарской религиозной литературе.
Никео-Цареградский Символ веры на татарском и русском языках http://www.pravoslavtatarlar.narod.ru/molitvoslov_te.html Ышанамын бер Алла Атага, буган нястялярне Тотоучы диб, кюкне, жирне, кюреня торганны, кюренмей торганны барысын да Ул булдырган диб. (Жяня ышанамын) бер Ходай Iисусъ Христоска, Алланын жангыз тыуган Улы диб, буган, багытлардан элеке Атадан тыуган, жактыдан чыккан жактыдый, чын Алладан тыуган чын Алла диб, тыуган, жаратылган тoгoл, Узе Ата белян бер, барын да Ул булдырган диб. Без кешеляр oчoн, безне коткарыр oчoн кюктян инеб, Святый тын кыуаты белян Мар i я Кыздан тяннянеб кеше булган диб. Понт i й Пилатъ багытында безнен oчoн качка кадакланыб, азабланыб, улеб кюмелгян диб. Oчoнчo кoнoндя улгян жиреннян Алла княгясендягеча терелеб торган диб. Кюккя кютярелеб, Атанын ун жагыннан утырган диб. Терелярне, улгяннярне тикшереб айырырга ололок белян тагы килясе, падшалыгы ич тя бетясе тoгoл диб. (Жяня ышанамын) Святый Тынга, тере итеуче Ходай диб, Атадан чыга диб, Ата белян, Ул белян тин табыныулы, тин даннаулы диб, Пагамбярляр арткылы Ул сoйлягян диб. (Ышанамын) церковькя, Апостоллар арткылы бoтoн жиргя куйылган бер гня арыу жыйын диб. Чумылдырыу бер диб, жазыкларны кичертя диб aйтямен. Улгянняр терелеб торасы диб, мянге тормош буласы диб кoтямен, аминь. http://drevo-info.ru/articles/4224.html Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. И воскресшаго в третий день по Писанием. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца. И в Духа Святаго, Господа животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую едино крещение во оставление грехов. Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века. Аминь.
Моя бабушка нагайбачка родом из Магнитогорской обл. там исконное поселение нагайбаков-казаков, относились к Яицкому казачьему войску. С миссией там тяжело, но в нашем роду все и всегда были верующими и набожными православными христианами, наши родственники себя к татарам не причисляют хотя родовая фамилия - Танаевы очень авторитетная и почитаемая среди тюркских народов, но другая вера даёт крен во взаимопонимании. Татары мусульмане весьма агресивно относились и относятся к христианам нагайбакам, ставнивали в стишках нас с собаками и прочее. Религиозные книги до сих пор полностью не переведены на нагайбакский язык, молодёжь его знает плохо. Храмов мало, что печально.
«И сказал им: так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мёртвых в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима» (Инжил от Луки: гл24: 46,47) Исянмесез! Арумысыз! Христианство традиционно для всего татарского народа, имеет богатую древнюю историю. Часть татарской культуры является частью православной культуры. Однако, сила Православия не в том, что оно традиционно для татар или какого-либо иного народа, а в том, что оно – истинная религия. Об этом мы свидетельствуем. В наше время всё больше и больше татар приходит ко Христу, обращаясь в истинную веру – Православие. Кто же такой православный татарин? Это человек, осознающий себя татарином и являющийся православным христианином – последователем Христа. А значит, он должен соблюдать Его заповеди. «Если любите Меня, соблюдите мои заповеди» (Инжил от Иоанна: гл14:15), «Истинно, истинно говорю вам: кто соблюдет слово Моё, тот не увидит смерти вовек» (Инжил от Иоанна: гл8:51). Христос сказал апостолам: «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасён будет; а кто не будет веровать, осуждён будет». (Инжил от Марка: гл16:15, 16), «дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Инжил от Матфея: гл28: 18-20). Поэтому православный татарин не забывает свой народ, а несёт всем своим братьям по крови весть о Христе. А значит, православный татарин и есть истинный патриот татарской нации, которую он любит, и каждому представителю которой желает спасения. Татарский народ неоднороден, он представлен различными этническими общностями. Некоторые из них учитываются как отдельные народы. Причём, различные этнические общности могут существенно отличаться друг от друга по языку и другим признакам, но это не мешает говорить о едином татарском народе – единой татарской нации. При этом, не претендуя никого насильно записывать татарами, признавая право самоопределения, мы учитываем мнение тех, кто выступает за единую татарскую нацию, основанием чему служит историческая объективность. Можно выделить следующие этнические общности: · казанские татары, · татары-мишари, · кряшены, · касимовские татары, · татары-нагайбаки, · сибирские татары, · астраханские татары, · башкиры, · ногайцы, · крымские татары, · литовские татары, · и другие. Мы призываем православных татар знать и развивать свою культуру, при этом, всегда помнить о единстве во Христе, которое обеспечивается не национальной, культурной или языковой общностью, но верой во Христа и Крещением. Мы призываем православных татар молиться за своих ближних, пребывающих в заблуждениях, и всячески им помогать обрести истинную веру - Православие, обратиться к Истинному Богу - Христу и получить тем самым спасение. Да поможет нам Бог. Аминь. Наш сайт: http://pravoslavtatarlar.narod.ru/ Какие бывают православные татары?
Православные татары бывают: · православные от рождения; · уверовавшие во Христа в сознательном возрасте. Православные от рождения бывают: · не входящие в особые этноконфессиональные общности; · входящие в особые этноконфессиональные общности. Особые этноконфессиональные общности (большинство представителей этих общностей исповедует Православие): · татары-кряшены; · татары-нагайбаки; · сибирские кряшены; · чулымские татары; · православные касимовские татары; · абаканские татары (хакасы); · черневые татары. Ранее существовали: · костромские татары; · сергачские кряшены-мишари; · и другие. Татары-кряшены (крещеные татары, крящены) – этническая группа татар, которую можно также подразделить на группы: · заказанские кряшены; · предкамские кряшены; · закамские кряшены, · чистопольские кряшены; · бакалинские кряшены; · молькеевские кряшены. Некоторые исследователи к татарам-кряшенам причисляют: · татар-нагайбаков; · и сибирских кряшен. Большинство татар-кряшен ощущает себя частью единого татарского народа. Другие татары-кряшены ощущают себя отдельным народом. Особенность всех говоров татар-кряшен в малом количестве арабских и персидских заимствований, в сокращении некоторых слов и в сильном «джокании». В остальном очевидна близость с говорами казанских татар и татар-мишарей. Татары-нагайбаки – этническая группа татар. По говору татары-нагайбаки близки к бакалинским кряшенам . Часть татар-нагайбаков ощущает себя частью единого татарского народа, другие – отдельным народом, а третьи ощущают себя частью крещено-татарского народа. Сибирские кряшены – особая (переселенческая) группа татар-кряшен, в научном плане почти не изученная. Существуют отдельные поселения сибирских кряшен в Западной и Восточной Сибири, на Алтае, в Забайкалье, вплоть до Приморья. Чулымские татары (мелецкие татары, тофалары) – группа сибирских татар, тесно связанная с великим русским народом, в научном плане почти не изученная. Живут в основном в Западной Сибири по рр. Томи и Чулыму. Православные касимовские татары – группа касимовских татар, тесно связанная с русскими, в научном плане почти не изученная. Живут в основном в Рязанской области, а также в Москве и Санкт-Петербурге. Перешли на русский язык. Абаканские татары (минусинские татары, ачинские татары, тадары, хакасы) – народ, этнически близкий к шорцам и алтайцам, имеющий близкие связи с татарами. До открытия своих школ представители тадар, шорцев и алтайцев до революции обучались в Крещено-татарской учительской школе в Казани. Черневые татары – часть шорцев и алтайцев. Они имеют близкие связи с татарами и русскими. Живут в лесной полосе Западной Сибири и на севере Алтая. Костромские татары – жили в двух слободах вблизи Костромы. Сергачские кряшены-мишари – часть православных нижегородских татар.
Интересно, а какие поселения кряшен есть в Алтае, в Забайкалье и в Приморье? Или хотя бы существовали ранее?
В курсе официальной истории, доставшемся нам от времен Романовых, указывается довольно позднее время принятия татарами мировых религий, — как Ислама, так и Христианства. В этом сыграло свою роль и то, что многие противники татар-ордынцев пытались представить их некими язычниками, полудикарями. Особенно в этом постарались пропагандисты из числа персидской знати Ближнего Востока. Они, как мы помним из главы 4, издревле были конкурентами татар — и оставались таковыми, наряду с католиками-крестоносцами, вплоть до окончательного распада Великой Орды.
Поэтому немаловажно знать, когда именно татары начали исповедовать мировые религии. Ведь сам факт исповедания даже одной этих двух религий говорит уже о достаточно высоком культурном уровне народа. А татары исповедовали издревле обе мировые религии. Это уже говорит о многом. Посему идеологам противников татар этот факт нужно было сокрыть...”
“...Относительно времени начала исповедания татарами Христианства, насколько известно, нет особых разногласий — по крайней мере, среди самих татар-христиан. По словам одного из наиболее просвещенных в данном вопросе татар-христиан, покойного священника Русской православной церкви Д.А. Сысо́ева, «православная традиция татарского народа имеет многовековую историю и является не менее древней, чем другие религиозные традиции, которые распространены в татарском народе».
То есть, как обоснованно считают сами татары-христиане, их предки еще в VII—IX вв. приняли Христианство «или в истинном — Православном виде (центр его находился в Мерве), или в виде несторианства» (Е. Бухаров).
То есть, Христианство среди части татар распространилось еще задолго до «насильственного крещения татар Иваном Грозным»...”
Из книги "НАСЛЕДИЕ ТАТАР" (авторы Г. Еникеев, Ш. Китабчы). Серия “Татарский след в истории России и Евразии”. Главы из книг этой серии, обложки и оглавления, а также отзывы мыслящих и уважаемых аксакалов татарского мира на эти книги о подлинной истории татар опубликованы на сайте "ТАТАРЫ ЕВРАЗИИ (ПОДЛИННАЯ ИСТОРИЯ)": http://tartareurasia.ucoz.com/publ
Книга "НАСЛЕДИЕ ТАТАР" вышла также в электронном виде, в кратком варианте, но со всеми картами и иллюстрациями, что и в полном варианте, на русском и английском языках: "Forgotten Heritage of Tatars" (by Galy Yenikeyev). It's on Smashwords company website:
http://www.smashwords.com/profile/view/MIG17
О вере татар издревле и до 17-18 вв., до установления “романо-германского ига” (Н.С. Трубецкой) в Московии-Руси и в Татарии, а также о многом из подлинной истории татар, скрываемом от нас доныне офиц.историками, читайте также в книгах Г.Р. Еникеева "Корона ордынской империи", "По следам черной легенды", "Великая Орда: друзья, враги и наследники".
Верующие в Господа Иисуса ХРИСТА. СПАСЕНЫ .! Мы связаны воедино с ним .
МЫ ЕГО ДЕТИ!
Казанская епархия будет сотрудничать с властями Татарстана в рамках проэкта возрождения древнейшего памятника православия - острова-града Свияжск :)
Краткий молитвослов на татарском языке :)
http://www.pravoslavtatarlar.narod.ru/molitvoslov_te.html
Ышанамын бер Алла Атага, буган нястялярне Тотоучы диб, кюкне, жирне, кюреня торганны, кюренмей торганны барысын да Ул булдырган диб. (Жяня ышанамын) бер Ходай Iисусъ Христоска, Алланын жангыз тыуган Улы диб, буган, багытлардан элеке Атадан тыуган, жактыдан чыккан жактыдый, чын Алладан тыуган чын Алла диб, тыуган, жаратылган тoгoл, Узе Ата белян бер, барын да Ул булдырган диб. Без кешеляр oчoн, безне коткарыр oчoн кюктян инеб, Святый тын кыуаты белян Мар i я Кыздан тяннянеб кеше булган диб. Понт i й Пилатъ багытында безнен oчoн качка кадакланыб, азабланыб, улеб кюмелгян диб. Oчoнчo кoнoндя улгян жиреннян Алла княгясендягеча терелеб торган диб. Кюккя кютярелеб, Атанын ун жагыннан утырган диб. Терелярне, улгяннярне тикшереб айырырга ололок белян тагы килясе, падшалыгы ич тя бетясе тoгoл диб. (Жяня ышанамын) Святый Тынга, тере итеуче Ходай диб, Атадан чыга диб, Ата белян, Ул белян тин табыныулы, тин даннаулы диб, Пагамбярляр арткылы Ул сoйлягян диб. (Ышанамын) церковькя, Апостоллар арткылы бoтoн жиргя куйылган бер гня арыу жыйын диб. Чумылдырыу бер диб, жазыкларны кичертя диб aйтямен. Улгянняр терелеб торасы диб, мянге тормош буласы диб кoтямен, аминь.
http://drevo-info.ru/articles/4224.html
Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.
И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. И воскресшаго в третий день по Писанием. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца.
И в Духа Святаго, Господа животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую едино крещение во оставление грехов. Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века. Аминь.
Татары мусульмане весьма агресивно относились и относятся к христианам нагайбакам, ставнивали в стишках нас с собаками и прочее.
Религиозные книги до сих пор полностью не переведены на нагайбакский язык, молодёжь его знает плохо. Храмов мало, что печально.
и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима» (Инжил от Луки: гл24: 46,47)
Исянмесез! Арумысыз!
Христианство традиционно для всего татарского народа, имеет богатую древнюю историю.
Часть татарской культуры является частью православной культуры.
Однако, сила Православия не в том, что оно традиционно для татар или какого-либо иного народа, а в том, что оно – истинная религия. Об этом мы свидетельствуем.
В наше время всё больше и больше татар приходит ко Христу, обращаясь в истинную веру – Православие.
Кто же такой православный татарин? Это человек, осознающий себя татарином и являющийся православным христианином – последователем Христа. А значит, он должен соблюдать Его заповеди. «Если любите Меня, соблюдите мои заповеди» (Инжил от Иоанна: гл14:15), «Истинно, истинно говорю вам: кто соблюдет слово Моё, тот не увидит смерти вовек» (Инжил от Иоанна: гл8:51). Христос сказал апостолам: «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари.
Кто будет веровать и креститься, спасён будет; а кто не будет веровать, осуждён будет». (Инжил от Марка: гл16:15, 16), «дана Мне всякая власть на небе и на земле.
Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа,
уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Инжил от Матфея: гл28: 18-20). Поэтому православный татарин не забывает свой народ, а несёт всем своим братьям по крови весть о Христе. А значит, православный татарин и есть истинный патриот татарской нации, которую он любит, и каждому представителю которой желает спасения.
Татарский народ неоднороден, он представлен различными этническими общностями. Некоторые из них учитываются как отдельные народы. Причём, различные этнические общности могут существенно отличаться друг от друга по языку и другим признакам, но это не мешает говорить о едином татарском народе – единой татарской нации. При этом, не претендуя никого насильно записывать татарами, признавая право самоопределения, мы учитываем мнение тех, кто выступает за единую татарскую нацию, основанием чему служит историческая объективность. Можно выделить следующие этнические общности:
· казанские татары,
· татары-мишари,
· кряшены,
· касимовские татары,
· татары-нагайбаки,
· сибирские татары,
· астраханские татары,
· башкиры,
· ногайцы,
· крымские татары,
· литовские татары,
· и другие.
Мы призываем православных татар знать и развивать свою культуру, при этом, всегда помнить о единстве во Христе, которое обеспечивается не национальной, культурной или языковой общностью, но верой во Христа и Крещением.
Мы призываем православных татар молиться за своих ближних, пребывающих в заблуждениях, и всячески им помогать обрести истинную веру - Православие, обратиться к Истинному Богу - Христу и получить тем самым спасение.
Да поможет нам Бог. Аминь.
Наш сайт: http://pravoslavtatarlar.narod.ru/
Какие бывают православные татары?
Православные татары бывают:
· православные от рождения;
· уверовавшие во Христа в сознательном возрасте.
Православные от рождения бывают:
· не входящие в особые этноконфессиональные общности;
· входящие в особые этноконфессиональные общности.
Особые этноконфессиональные общности (большинство представителей этих общностей исповедует Православие):
· татары-кряшены;
· татары-нагайбаки;
· сибирские кряшены;
· чулымские татары;
· православные касимовские татары;
· абаканские татары (хакасы);
· черневые татары.
Ранее существовали:
· костромские татары;
· сергачские кряшены-мишари;
· и другие.
Татары-кряшены (крещеные татары, крящены) – этническая группа татар, которую можно также подразделить на группы:
· заказанские кряшены;
· предкамские кряшены;
· закамские кряшены,
· чистопольские кряшены;
· бакалинские кряшены;
· молькеевские кряшены.
Некоторые исследователи к татарам-кряшенам причисляют:
· татар-нагайбаков;
· и сибирских кряшен.
Большинство татар-кряшен ощущает себя частью единого татарского народа. Другие татары-кряшены ощущают себя отдельным народом. Особенность всех говоров татар-кряшен в малом количестве арабских и персидских заимствований, в сокращении некоторых слов и в сильном «джокании». В остальном очевидна близость с говорами казанских татар и татар-мишарей.
Татары-нагайбаки – этническая группа татар. По говору татары-нагайбаки близки к бакалинским кряшенам . Часть татар-нагайбаков ощущает себя частью единого татарского народа, другие – отдельным народом, а третьи ощущают себя частью крещено-татарского народа.
Сибирские кряшены – особая (переселенческая) группа татар-кряшен, в научном плане почти не изученная. Существуют отдельные поселения сибирских кряшен в Западной и Восточной Сибири, на Алтае, в Забайкалье, вплоть до Приморья.
Чулымские татары (мелецкие татары, тофалары) – группа сибирских татар, тесно связанная с великим русским народом, в научном плане почти не изученная. Живут в основном в Западной Сибири по рр. Томи и Чулыму.
Православные касимовские татары – группа касимовских татар, тесно связанная с русскими, в научном плане почти не изученная. Живут в основном в Рязанской области, а также в Москве и Санкт-Петербурге. Перешли на русский язык.
Абаканские татары (минусинские татары, ачинские татары, тадары, хакасы) – народ, этнически близкий к шорцам и алтайцам, имеющий близкие связи с татарами. До открытия своих школ представители тадар, шорцев и алтайцев до революции обучались в Крещено-татарской учительской школе в Казани.
Черневые татары – часть шорцев и алтайцев. Они имеют близкие связи с татарами и русскими. Живут в лесной полосе Западной Сибири и на севере Алтая.
Костромские татары – жили в двух слободах вблизи Костромы.
Сергачские кряшены-мишари – часть православных нижегородских татар.