В Красноярск прибыли участники экспедиции на полярную железную дорогу «Салехард-Игарка». В состав экспедиции вошли ученые Московского государственного университета путей сообщения (МИИТ). 13 июля они провели пресс-конференцию, на которой рассказали об итогах поездки. Ученые напомнили, что идея трансполярной железной дороги активно разрабатывалась два года. До 2004 года документы, касающиеся сталинского проекта «Салехард-Игарка» были засекречены. Строительство было начато в 1948 году заключенными ГУЛАГа, но в 1953 году проект законсервировали.
По словам профессора МИИТ Валентины Тарасовой, реализация проекта строительства Транссибирской железной дороги имеет большое значение для экономики Туруханского района – открываются новые месторождения полезных ископаемых, увеличиваются объемы добычи, соответственно, возникает необходимость в развитии транспортных коммуникаций. «Кроме того, железнодорожные услуги сейчас являются самыми экономичными среди всех транспортных услуг. Жители Туруханска очень просили, чтобы дорогу все-таки достроили. По их словам, необходимо проложить железнодорожные ответвления к мелким поселкам района», - отметила Тарасова.
Участники пресс-конференции рассказали, что во время экспедиции ученые проводили инженерные изыскания, натурные обследования объектов железнодорожного транспорта, анализировали социальный аспект возрождения трансполярной железной дороги. В районе исследований находится более 10 паровозов, 50 вагонов и около 500 единиц техники. Кроме того, участники экспедиции обнаружили два паровоза, о существовании которых не знали даже местные жители. После исследований выяснилось, что они были изготовлены в 1925 году и использовались на побочных ветках для перевозки строительных материалов.
К концу августа участники экспедиции подготовят научный отчет, где проанализируют пробы грунта, дадут оценку сохранившимся железнодорожным объектам, экономическим и социальным перспективам проекта для того, чтобы иметь полную информацию о целесообразности восстановления магистрали Салехард-Игарка.