Проблема «шпиономании» стала сегодня основным вопросом пресс-конференции, специально организованной Некоммерческим партнерством правозащитных организаций Красноярска. На встрече с журналистами присутствовали Эрнст Черный (Москва) – координатор общественного комитета защиты прав ученых, президент НПО «Экология и права человека», красноярский физик Валентин Данилов и другие.
Общественный комитет по защите прав ученых был создан год назад по причине возбуждения многочисленных уголовных дел против ученых. Главной проблемой в развившейся «шпиономании», по словам Черного, является проблема взаимодействия науки и ФСБ, когда последнее проводит инициированные обвинением ведомственные экспертизы, не имеющие юридической силы ввиду отсутствия соответствующего научного статуса. По словам Черного – предвзятость обвинения хорошо иллюстрируется полным игнорированием обращений и заключений ведущих специалистов Российской академии наук, являющейся высшим авторитетом в вопросах науки и ведущим научным учреждением в стране. Так, на сегодняшний день, по словам Черного, около 20 дел в России на ученых сфабриковано. В следственно-судебных отношениях проходят Владимир Щуров (Владивосток), Валентин Данилов (Красноярск), Игорь Сутягин (Москва) и другие. Все они обвиняются в государственной измене в форме шпионажа или разглашения государственной тайны, что определяется ст.275 и ст. 283 УК РФ.
Как считают представители общественного комитета защиты прав ученых, в нашей стране до сих пор живет спецслужба со взглядами 30-х гг. В настоящее время суд и ФСБ находятся в дружественных отношениях, что является печальным последствием как для многих ученых, так и России в целом. По словам Черного, прокуратура не должна принимать участия в защите мундира ФСБ. У прокуратуры свои задачи, главная из которых – поддержание законности, в том числе и в судебном процессе. По словам координатора, эту проблему отмечал в своем выступлении и Президент России Владимир Путин, где заявил о поражении страны шпиономанией и глобальной секретностью. «Общественная экспертиза и заключения специалистов показывают, что никаких законных оснований для обвинения ученых в разглашении государственной тайны нет. А потому мы обращаемся к прокуратуре и ФСБ с просьбой при проведении следственных экспертиз обращаться к компетентным органам, и в первую очередь, РАН, где специалисты смогут уже с точностью сказать о том, что в разработках того или иного ученого является секретным», - заявил в заключение Черный.