Председатель правительства РФ Михаил Фрадков поручил Минфину и Минэкономразвития дополнительно проработать и в двухнедельный срок представить расчеты и обоснования по дальнейшему уменьшению налоговой нагрузки на экономику за счет снижения с 2007 году ставки налога на добавленную стоимость (НДС) с 18 до 13% при сохранении доли государственных расходов в ВВП. Об этом сообщили ИА REGNUM в пресс-службе кабинета министров.
Данная инициатива предусмотрена программой дополнительных мер, направленных на ускорение темпов экономического роста, которая подготовлена с учетом рассмотрения на заседании совета по конкурентоспособности и предпринимательству при правительстве РФ.
Фрадков отметил мнение министра финансов Алексея Кудрина о необходимости дополнительного рассмотрения вопроса о снижении с 2007 года ставки НДС с 18 до 13 % на рабочей группе совета по конкурентоспособности и предпринимательству при правительстве РФ по направлению "Совершенствование налогообложения и налогового администрирования".
По расчетам, увеличение темпов экономического роста за счет снижения ставки НДС может составить до 0,5% роста ВВП. Среднегодовой темп роста промышленного производства увеличится на 0,3-0,5%, а увеличение темпов роста инвестиций с учетом привлеченных средств составит 1,1-1,3% в год. При этом выпадение бюджетных доходов, по оценкам, может вначале составить около 300 млрд руб.
Вместе с тем осуществление этой меры позволит за счет реализации новых проектов, выхода из тени и увеличения налогооблагаемой базы обеспечить дополнительные доходы федерального бюджета в размере около 150 млрд руб.
При этом следует иметь в виду, что прогнозируемый профицит бюджета в 2005 году в объеме 1 трлн 440,3 млрд руб, а в 2006 году - в объеме 776 млрд руб.
Объем Стабилизационного фонда РФ достигнет в 2006 году 2,24 трлн руб, в 2007 году - 2,6 трлн руб, а к 2008 году - 3 трлн руб.
Правительство РФ требует также рассмотреть вопрос об упрощении порядка возмещения НДС. Правительство намерено изменить действующий механизм расчета ставки налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), который позволяет изымать у организаций ценовую ренту, не учитывая часть природной или дифференциальной ренты, которая связана с неоднородностью природных и производственных факторов.
В связи с этим необходимо провести комплексные изменения НДПИ, включая отказ от их привязки к мировым ценам на нефть и повышения базовой ставки, разработку и введение поправочных коэффициентов, учитывающих горно-геологические и экономико-географические условия месторождений, разработку новых месторождений, а также возможности и условия поставки нефти на внешний и внутренний рынок, что будет способствовать сдерживанию роста цен на нефтепродукты на внутреннем рынке.
При этом следует разработать четкие регламенты процедур определения ставок указанного налога по конкретным месторождениям с целью минимизации возможности для коррупции в этой сфере.
Минфину и Минэкономразвития также поручено учесть ряд предложений при подготовке к рассмотрению в Госдуме во втором чтении проекта федерального закона "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования".
Поставлены задачи исключения нормы о невозможности подачи уточненной налоговой декларации после принятия решения о проведении выездной налоговой проверки; ограничения права налоговых органов по срокам бесспорного взыскания налогов и расширению случаев их применения.
Предстоит уточнить норму законопроекта, касающуюся запрета проведения повторных налоговых проверок, а также установления, что датой окончания выездной проверки является дата вручения налогоплательщику справки о проведенной выездной налоговой проверки.
Проведение выездных налоговых проверок в отношении обособленных подразделений будет разрешено только в случае, когда на них возложена обязанность по исполнению обязанностей налогоплательщика.
Планируется сохранить право на отсрочки и рассрочки по уплате налога в случае задержки финансирования из бюджета или оплаты выполненного налогоплательщиком государственного заказа.
Правительство РФ отмечает, что для стимулирования экономического роста необходима активизация налоговой политики с целью использования не только фискальной, но и регулирующей функции налогов. В посланиях президента РФ Федеральному Собранию от 26 мая 2004 г и "О бюджетной политике в 2005 году" определены основные направления налоговой политики в 2005 г: налоговая система должна способствовать повышению конкурентоспособности и росту деловой активности субъектов экономики, а также обеспечивать снижение для бизнеса налоговой нагрузки и упрощение процедур расчетов и уплаты налогов, упорядочение налоговых проверок и налоговой отчетности. Актуальной остается также задача дальнейшего снижения ставки НДС.
Минэкономразвития РФ предписано учесть перечисленные меры при доработке проекта программы социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы) и плана действий правительства РФ по ее реализации.