Коллегия Счетной палаты РФ рассмотрела результаты проверки исполнения обязательств открытыми акционерными обществами «Авиакомпания „Красноярские авиалинии“», авиакомпания «Домодедовские авиалинии», авиакомпания «Самара» перед пассажирами и кредиторами, а также использования топлива, выделенного ЗАО «Эйрюнион» из государственного резерва правительствомРоссии под гарантии государственной корпорации «Ростехнологии». Об этом сообщили в пресс-службе ведомства.
ОАО «Авиакомпании „Красноярские авиалинии“», авиакомпания «Домодедовские авиалинии», авиакомпания «Самара» созданы в 1992—96 годах в соответствии с действующим законодательством путем преобразования авиационных предприятий. Российской Федерации принадлежит контрольный пакет акций ОАО «Авиакомпании „Красноярские авиалинии“ (ОАО „КрасЭйр“), авиакомпания «Домодедовские авиалинии» (ОАО «ДАЛ»), а также 46,49% акций ОАО «Авиакомпания „Самара“» (ОАО «Самара»). При сохранении в 2007—08 годах положительной динамики объемов перевозок в гражданской авиации России производственно — экономические показатели (пассажирооборот, грузооборот, количество перевезенных пассажиров и грузов, налет часов) проверяемых авиакомпаний имели тенденции к снижению. Проверка показала, что в январе — сентябре 2008 года рост расходов авиакомпаний значительно опережал рост доходов, в основном по причине значительного увеличения затрат на авиатопливо, аэропортовое и аэронавигационное обслуживание, аренду и лизинг воздушных судов.
Деятельность ОАО «ДАЛ» и ОАО «Самара» на протяжении всего проверяемого периода была убыточной, величина чистого убытка составляла: по ОАО «ДАЛ» за 2006 год — 495,6 млн. рублей, за 2007 год — 459,4 млн. рублей, за 9 месяцев 2008 года — около 1,4 млрд. рублей, по ОАО «Самара» за 2006 год — 94,8 млн. рублей, за 2007 год — 59,2 млн. рублей, за 9 месяцев 2008 года- 231,7 млн. рублей. Анализ показателей финансового состояния, финансовой устойчивости и вероятности банкротства показал, что проверяемые авиакомпании в 2007 и январе — сентябре 2008 года имели высокую финансовую зависимость от заемных средств, испытывали недостаток в собственных источниках финансирования, находились в кризисном финансовом состоянии с наличием на протяжении всего периода высокой вероятности банкротства. При этом ЗАО «Эйч Эл Би Внешаудит», на протяжении нескольких последних лет являвшееся аудитором авиакомпаний, выдавало им безоговорочно положительные аудиторские заключения и не информировало собственника — Российскую Федерацию о существующих серьезных проблемах.
В ходе проверки также выявлено, что за проверяемый период дебиторская задолженность авиакомпаний значительно увеличилась: ОАО «ДАЛ» — в 2,9 раза, ОАО «КрасЭйр» — в 2,3 раза, ОАО «Самара» — на 86,7%, за тот же период общая кредиторская задолженность Авиакомпаний увеличилась: ОАО «ДАЛ» — в 3,4 раза, ОАО «КрасЭйр» — на 63%, ОАО «Самара» — на 29,7%. По состоянию на 1 октября 2008 года кредиторская задолженность за авиационное топливо составляла: ОАО «КрасЭйр» — более 1,4 млрд. рублей, ОАО «ДАЛ» — около 2 млрд. рублей (рост с 1 января 2007 года — в 2,6 раза), ОАО «Самара» — около 180 млн. рублей (рост в 3,9 раза).
Принимаемые меры по снижению и урегулированию кредиторской задолженности авиакомпаниями были недостаточны. В судебные органы поступали многочисленные исковые заявления к авиакомпаниям от поставщиков, заказчиков и прочих кредиторов. Как отмечалось на коллегии, в период массовых задержек рейсов авиакомпаниями были допущены нарушения требований, установленных Правилами воздушных перевозок по взаимоотношениям с пассажирами задержанных рейсов в части предоставления питания и организации отдыха, а также возврата денежных средств за неиспользованные билеты. Кроме того, работа по удовлетворению претензий и жалоб пассажиров ОАО «КрасЭйр» и ОАО «Самара» была организована на крайне низком уровне. Основной причиной массовых задержек рейсов авиакомпаний явилось резкое ухудшение их финансового положения, вызванное, как внешними факторами, так и неэффективным финансовым менеджментом авиакомпаний и «ЭйрЮнион».
По результатам контрольного мероприятия выявлено, что, концентрируя на своих счетах значительные средства авиакомпаний от продажи пассажирских перевозок, «ЭйрЮнион» предоставляло в 2007 — 2008 годах займы сторонним организациям на общую сумму 142,7 млн. рублей. При этом займы предоставлялись по ставкам ниже ставок привлекаемых авиакомпаниями кредитов в кредитных организациях. Кроме того, авиакомпаниями с «ЭйрЮнион» заключались договоры на продажу авиаперевозок на международные чартерные рейсы на заведомо невыгодных условиях.