В Красноярском крае могут ужесточить административную ответственность за нарушения в сфере туристического бизнеса. Нормативные возможности решения этого вопроса решила изучить рабочая группа по потребительскому рынку края на заседании 6 августа.
В ходе заседания начальник отдела защиты прав потребителей регионального управления Роспотребнадзора Наталья Лохман рассказала, что за три года ее организация проверила 95 турфирм из 135, которые работают в крае. У 81% из проверенных фирм были выявлены различные нарушения. «Основные нарушения — это внесение в условия договоров между клиентами и турфирмами пунктов, ущемляющих права потребителей», — уточнила Лохман.
Она заметила, что, хотя все выявленные нарушители и привлекаются к административной ответственности, размер налагаемых штрафов совсем невелик. «Я считаю, что мы должны наказывать рублем существенно, а эти 10—20 тыс. рублей, которые мы накладываем на хозяйствующий субъект, а потом еще долго-долго спорим в арбитражах, чтобы наконец выиграть и получить эти деньги — они не стоят того труда и той проблемы, которые испытывает потребитель. Я лично за то, чтобы штрафы были увеличены. Но, к сожалению, законодатель и наше правительство и первый человек страны не собираются в ближайшее время пересматривать штрафные санкции в отношении предпринимателей», — заявила Лохман.
Ее поддержал депутат ЗС Владимир Демидов: «Пока нет типового договора, каждая фирма шаблон свой верстает внутри, зачастую не включая какие-то пункты, или включая те, что не должна включать. Может, наказания за такие нарушения должны быть в 10 раз увеличены? Потому что я считаю, что если наказания номинальные, то это как раз и служит поводом не выполнять законы».
Лохман посетовала на то, что, по закону, Роспотребнадзор может проводить проверки лишь раз в три года. «Некоторым проще заплатить небольшой штраф и работать еще 3 года, чем выполнить наши требования», — сказала Лохман. Члены рабочей группы на это возразили ей, что «существует лазейка» — при поступлении жалоб на турфирмы их можно проверять с любой периодичностью. «А если нет жалоб?», — спросила Лохман, но члены рабочей группы пообещали в случае необходимости жалобы ей обеспечить.
По итогу руководителю группы, депутату ЗС Владиславу Зырянову поручили изучить возможность нормативно повысить ответственность турфирм за нарушения качества реализуемого турпродукта.