Житель Красноярска смог вернуть бракованный автомобиль «Лада Калина» продавцу только с помощью суда.
Мужчина обратился с иском к ООО «Автомир» о защите прав потребителя. В заявлении истец указал, что в марте 2008 года он приобрел в автосалоне новый автомобиль «Лада-111830» стоимостью 257 тыс. рублей. В процессе эксплуатации оказалось, что автомобиль не заводился с первого раза, при движении глох, возникали проблемы с коробкой передач, расход топлива был значительно больше, чем указано в паспорте на автомобиль (12 л на 100 км). Истец обратился к продавцу с требованием о расторжении договора купли-продажи, но автосалон отказал.
Согласно акту экспертизы, неисправностей деталей, отвечающих за пуск двигателя, а также деталей, влияющих на устойчивость запуска автомобиля, выявлено не было; измеренный расход топлива укладывался в эксплуатационную норму транспортного средства.
Вместе с тем, экспертиза установила, что в машине не соответствовала ГОСТ 51709—2001 удельная тормозная сила, был превышен коэффициент неравномерности тормозных сил колес. Также в рулевой рейке отмечался стук, подтекало масло из КПП, не работал один из дверных стеклоподъемников. Указанные неисправности проявились в период эксплуатации автомобиля, а до этого были скрытыми и носили производственный характер, они являлись следствием либо несоответствия материала деталей техническим условиям завода-изготовителя, либо несоблюдения технологии изготовления или сборки узла автомобиля.
Суд пришел к выводу, что требования автовладельца к ООО «Автомир» обоснованы и подлежат удовлетворению. При этом суд исходил из того, что недостатки машины являются существенными, носят производственный характер. Они не являются следствием неправильной эксплуатации автомобиля, а свидетельствуют о нарушении требований к качеству товара и делают его использование опасным для жизни, здоровья или имущества граждан, что является основанием для расторжения договора и возврата уплаченной за товар стоимости.
В соответствии со ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей», потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.
Согласно п. 2 ст. 475 ГК РФ в случае существенного нарушения требований к качеству товара (обнаружения неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков) покупатель вправе по своему выбору: отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы; потребовать замены товара ненадлежащего качества товаром, соответствующим договору.
Центральный районный суд Красноярска постановил взыскать с ООО «Автомир» в пользу покупателя 257 тыс. рублей, обязав автосалон принять автомобиль обратно. Также взыскать с фирмы госпошлину в доход федерального бюджета в сумме 4,2 тыс. рублей и штраф в доход местного бюджета в размере 128,5 тыс. рублей.
Автосалон обжаловал решение, заявив, что «выявленные в автомобиле недостатки не являются существенными». Судебная коллегия не приняла доводы во внимание, указав, что они направлены на переоценку доказательств, данную судом первой инстанции, оснований для которой не имеется. В сентябре 2009 года Красноярский краевой суд оставил без изменения решение Центрального районного суда.